3 КЛАСС

 

I ПОЛУГОДИЕ

 

Любопытными глазами

Мишка, Михаил, косолапый... В тайге охотники знают — лучше не связывайся с ним, с бурым медведем; если поранишь, ударом лапы убьёт он охотника.

Медведь не трогает первым человека. Когда учует, уходит с его дороги.

Всё лето кормится медведь в тайге перед зимней спячкой. Засунет в муравейник лапу — слизнёт муравьёв. Обсасывает кусты малины. Попадётся гнездо тетёрки — съест птенцов. Зазевается лесная мышка – и мышку съест.

Или залезет в речку, когда идут метать икру лососи. Сидит в реке и ждёт.

Подплывёт   рыбина   покрупнее,   быстро   медведь подденет её острыми когтями и выбросит на берег. И снова замрёт. Опять подденет — опять выбросит.

(96 слов)

Г. Снегирёв

1. Что интересного ты узнал о косолапом хозяине леса?

2. Как он ведёт себя при встрече с человеком?


 

С утра до вечера

Опустился шмель на головку клевера.

Шмель большой, грузный. Наклонится стебелёк у клевера, розовая головка опрокинется, шмель вверх тормашками повиснет.

-Трудно тебе, шмель?

-Ещё бы!

-А почемунадругие цветы не садишься?

-На Других цветах пчёлы работают, мухи да букашки мелкие. Все кому не лень.

-А на клевере?

-На клевереим сладкого соку не достать. Только ямогу. У меня хоботок длинный.

-Это чтоже получается? Как в сказке! Не было бы тебя, шмеля, клевер бы впустую цвёл. Семян не давал. Безсемян клевера не посеешь. Без клевера

корову не накормишь. Деду с бабкой без молока сидеть.

-Не знаю, как там в сказках. Я своё дело знаю. Хоть и тяжело, а кувыркайся на клевере с утра до вечера.

(117 слов)

Э.Шим

1. Какой цветок для сбора мёда облюбовал шмель? Почему?

2. Если быты стал рисовать шмеля, какие предложения тебе помогли бы в этом? Прочти их.

 

 

Слон сильный и умный

Слон большой, слон сильный и умный, это всезнают.

Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, тас­кает воду и даже нянчит маленьких детей.

А вот увидеть стадо диких слонов не каждомууда­ётся. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.

Бывает, у слоновой тропы свернётся кольцами ги­гантская змея питон и набросится на маленького сло­нёнка, который отстал от стада. Слонёнок затрубит, за­визжит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет, топчет питона, как будто пляшет на нём. А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от слонихи-матери, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.

(104 слова)

Г. Снегирёв

1. Какую работу может выполнять домашний слон?

2. Как слоны оберегают своих детей?

 

 

Отважный пингвинёнок

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Ос­тальные птицы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подо­шёл к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвиненок закрыл глаза и... бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

(97 слов)

Г. Снегирёв

1. Каким был пингвинёнок?

2. За что пингвинёнка назвали отважным?

 

 

Солнечная капля

Дон!..

Динь!..

День!..

С крыши,с прозрачных сосулек падают вниз капли. Они вспыхивают под солнцем, переливаются красными, синими, жёлтыми огоньками.

Кажется, что не холодная вода капает, а летят горячие солнечные брызги.

Воробьи искупались в этих брызгах и затрещали, заголосили по-весеннему радостно.

Белый петух напился из солнечной лужицы — тряхнул гребнем, крыльями зачертил, как лесной забияка тетерев.

Я выбежал из дому, и капля упала мне на лицо. Хотел я вытереть глаз — и вдруг замер. На какой-то миг, пока я смотрел сквозь каплю, всё кругом изменилось; засияло, засверкало, затрепетало радужными огнями.

И небо, и землю, и снежные поля — весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

(103 слова)

Э.Шим

1. Почему автору кажется, что с сосулек летят горячие солнечные брызги?

2. Какое чувство возникло у тебя после прочтения рассказа?

 


Двенадцать месяцев

Славянская сказка (Отрывок)

Февраль отдал свой ледяной посох младшемубра­ту и сказал:

    Теперь твой черёд, братец Март.

Взял младший брат посох и ударил о землю.

Смотрит девочка, а это уже не посох. Этобольшая ветка, вся покрытая почками.

Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?

Под ногами у неё — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течёт, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.

Глядит девочка — наглядеться не может.

    Что же ты стоишь? — говорит ей Март.— Торо­пись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни погля­дишь.

Набрала она полную корзину, полный передник — и скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенад­цать братьев сидели.

А там уже ни костра, ни братьев нет... (148 слов)

С. Маршак

1.Расскажи, как братец Март совершил чудо.

 

 

II ПОЛУГОДИЕ

 

Ландыш

Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?

Конечно, я, ландыш!

Какие же у тебя цветки?

Цветки у меня — будто колокольчики снежные на тонком стебле. Будто светятся в сумерках. А запах такой, что не надышишься!

А что же сейчас висит у тебя на стебле, на мес­те беленьких колокольчиков?

Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!

—Отчего же?

А они ядовитые!

Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?

Чтобы ты, сладкоежка, не съел! (80 слов)

Э. Шим

1. Опиши ландыш, когда он цветёт.

2. Как выглядит ландыш, когда отцветут белоснежные цветы?

 

 

Сколько живёт пчела

Лежу в траве. Прямо передо мной — лохматые почки одуванчиков.

А на них садятся пчёлы.

Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.

    Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?

    Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю — цветочную пыльцу.

Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но все-таки тащит полные свои корзиночки, старается...

Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?

А теперь не боюсь.

Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.

    Правда ведь, пчела?

    Не трону... Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная...

Нет, ты живи! Долго живи!

Не дано мне долгой-то жизни...

И сколько же тебе жизни отпущено?

    Чуть побольше месяца. Всего-навсего! (116 слов)

Э. Шим

1. Как трудится пчёлка целый день?

2. Если тебе повстречается пчела, как надо вести себя с ней?

3. Что интересного ты узнал о пчеле?

 

Весна

Мы в школе слушали музыку. Учительница постави­ла пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка был очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.

Одна девочка сказала, что это похоже на бал водворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, вол­шебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся... А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец Андрей, правильно понял. Эта музыка называете «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ве­терок...»

Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.

А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!

(135 слов)

А. Аксёнова

1. Что напомнила музыка детям?

2. Как ты думаешь, как надо слушать музыку, чтобы тебе что-нибудь представилось, напомнило?

 

 

* * *

Мы долго ехали поездом через болотистые места, поросшие лиственницами и соснами.

Особенно запомнился мне один вечер. Мы уже со­бирались ложиться спать, когда отец, выглянув из окна, позвал нас к себе. Я так и замер от изумления. Всю­ду в лесу сияли, мерцали, вертелись какие-то летаю­щие огоньки, похожие на падающие звёзды. Казалось, мы попали в сказочную страну.

Когда поезд промчался дальше и чудесное зрели­ще исчезло, отец объяснил нам, что это были не па­дающие звёзды, а светлячки. (74 слова)

Э. Сетон-Томпсон

1. Что за огоньки мелькали за окном поезда?

2. Какое название ты подобрал бы к этому рассказу?

 

Дружок

(Отрывок)

Один раз мы с Мишкой сидели дома.

Вдруг кто-то постучал в дверь. Мишка побежал отворять. Оказался почтальон. Мишка, радостный, вбежал в комнату с письмом в руках.

Может быть, это про нашего Дружка! — сказал он и стал разбирать на конверте адрес, который был написан неразборчивыми каракулями.

Весь конверт был усеян штемпелями и наклейка с надписями.

Это не нам письмо,— сказал наконец Мишка. Это маме. Какой-то шибко грамотный человек писал. В одном слове две ошибки сделал: вместо «Песчаная» улица написал «Печная». Видно, письмо долго по городу ходило, пока куда надо дошло... Мама! закричал Мишка.— Тебе письмо от какого-то грамотея!

Что за грамотей?

А вот почитай письмо.

Мама разорвала конверт и стала читать вполголоса:

    «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю...» Что это? — говорит мама.— Это ведь ты писал!

Я засмеялся и посмотрел на Мишку. А он покраснел, как варёный рак, и убежал. (153 слова)

Н.Hoсов

1. Почему Мишка не узнал своего письма?

2. Как чувствовал себя Мишка, после того как мама прочла письмо?

 

 

4 КЛАСС

 

I ПОЛУГОДИЕ

 

* * *

Заблестели черешенки

На зелёной ветке.

Смотрят снизу на черешенки

Детки-малолетки.

И мальчишки, и девчонки

Под деревом скачут,

Тянут к ягодкам ручонки

И чуть-чуть не плачут.

Вишни, вишни дразнят око,

Да растут высоко.

Рук до вишен не дотянешь,

Спелых не достанешь.

«Ой, вишенки-черешенки

Налились вы соком!

Отчего же вы растёте

На суку высоком?»

«Кабы выросли пониже,

Мы бы не поспели.

Кабы выросли поближе,

Нас давно бы съели». (69 слов)

          Леся Украинка

1. Что напоминает тебе этот текст: народную песню, считалку или ещёчто-то?

 

Колокольчики

Я очень люблю эти простые цветы— весёлые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросшийвысокой травою луг и от радости ахнешь: столькокрасуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зелёному лугу белеютромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек.А выше всех, всех веселее —лиловые колокольчики.
От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.

Всё лето цветут, неслышно звенят колокольчики,знакомые и милые цветы наших лугов и полей.

(75 слов)

И. Соколов-Микитов

1. Чем колокольчики нравятся автору?

2. С какими цветами рядом растёт колокольчик?

 

О дельфинах

Когда рассказывали о дельфинах, которые помога­ли тонущим морякам, люди не верили, что дельфины такие «умные», и считали это баснями.

Но вот стали изучать дельфинов и убедились, что это правда.

Дельфины «разговаривают» между собой.

Дельфины очень дружны.

Они помогают не только друг другу.

Дельфины выносили на берег тонущих моряков.

В Австралии дельфин-лоцман плыл впереди кораб­ля и указывал путь между опасными рифами.

А один дельфин каждый день ждал у берега мальчика и перевозил его на спине в школу.

Люди решили никогда не охотиться в море на дельфинов. (86 слов)

Г. Снегирёв

 

1. Что узнали люди, когда стали наблюдать за дельфинами?

2. Как изменилось их отношение к ним?

 

Русская сказка "Серебряное блюдечко и наливное яблочко"

(Отрывок)

Жили-были крестьянин с женой. У них было три дочери, все три красавицы. Старшие две — ленивые да нарядницы, всё бы им сидеть да охорашиваться; а третья, младшая, Алёнушка — работящая и скромная. Краше всех сестёр была Алёнушка.

Обо всём заботится Алёнушка: и избу приберёт, и обед сготовит, и огород выполет, и воды принесёт. С ро­дителями она была ласкова, к людям приветлива. Любили её отец с матерью больше всех дочерей. А от этого старших сестёр зависть брала.

Раз уехали отец с матерью в поле. Подошла к дому бедная старушка и попросила хлеба. Старшие сестры с ней и говорить не захотели, а Алёнушка вы­несла старушке калач и проводила её за ворота.

— Спасибо тебе, девица,— сказала старушка.— За доброту твою вот тебе совет: поедет твой батюшка на ярмарку, попроси его купить тебе для забавы серебря­ное блюдечко да наливное яблочко. А коль случится нужда у тебя, девица,— помогу тебе. Попомни: живу я на краю леса дремучего и идти до моей избушки ровно три дня и три ночи. (162 слова)

 

1. Как ты понимаешь значение слов в предложении: «Стар­шие две — ленивые да нарядницы, всё бы им сидеть да охорашиваться»?

2. Постарайся доказать, что Алёнушка была другая, чем её сестрицы.

 

Лежачий камень

Летела летом над поляной Иволга золотая, увидела Камень лежачий, свистнула:

    Глупый ты, Камень! Всю жизнь на одном месте лежишь, ничего-то не видишь и не знаешь. А я на да­лёком юге была, много чудес видела!

Промолчал Камень.

Пролетел зимой над поляной Свиристель хохлатый, увидел Камень полузасыпанный и сказал:

    Глупый ты, Камень! Всю жизнь на одном месте торчишь, ничего не видишь. А я на далёком севере вырос, много чудес видел!

Опять промолчал Камень, но про себя подумал: «Больше вашего я видел, хвастунишки пернатые! Зимой ко мне север сам в гости приходит, а летом юг. Знаю я и жару и мороз. Видел лес и зелёным, и белым. Знаю и тебя, Иволгу, птицу летнюю, и тебя, Свиристеля, птицу зимнюю. А вот вы-то на одной земле каждый год бываете, а друг друга не видели! Тоже мне путе­шественники знаменитые!»

И Камень ещё плотнее прижался к земле.

(140 слов)

Н. Сладков

1. Правильно ли сделал Камень, когда назвал птиц хвасту­нишками?

2. А что видел сам Камень?

3. Можно ли его назвать «мудрым»?

 

Мышка

(Отрывок)

Случилось мне жить одному в чужом городе. Ни знакомых, ни друзей у меня там не было. И я очень скучал.

Приду я вечером к себе в комнату, а комната пус­тая, громадная. Зажгу лампу-коптилку, достану скрипку из футляра, настрою её и долго-долго играю. Один себе.

Играю я плохо, но раз никто не слышит, так всё равно. Я играю, и грустно становится мне и весело,— и не так скучно.

Вот однажды я, как всегда, пришёл домой, сел на кровать и стал потихоньку наигрывать какую-то песенку.

И вдруг я увидел: из угла, из дырки в стене, осто­рожно, потихоньку вышла маленькая мышка. Выбежала она на самую середину комнаты, села, умыла себе мордочку передними лапками, потом сложила лапки на животик и так стала меня слушать.

Долго я играл в этот вечер. Я сыграл мышке все песенки, все танцы и марши, какие только знал. И ма­ленькая мышка внимательно меня слушала. Сидела посреди пола, глядела на меня своими глазками-бусин­ками и не шевелилась. Под конец я уже не знал, что ей играть, а просто водил смычком по струнам. Мыш­ке и это нравилось. Но только я перестал играть, она и убежала. (185 слов )

Е. Чарушин

1. Что необычного ты заметил в поведении мышки? Расскажи.

 

Кижи

Лето прошлого года я провёл в Карелии.

Невдалеке от нашей деревни, на одном из соседних островов, находилось селение Кижи — несколько до­миков, разбросанных по берегу, пароходная пристань, а прямо над ней на высоком пригорке — старинная, руб­ленная из брёвен церковь о двадцати трёх куполах.

Эта церковь — замечательный образец древнерус­ской архитектуры и бережно охраняется как памятник старины.

Селение Кижи было видно прямо из окна, и я, сидя дома, часто любовался им.

Но особенно красиво бывало по утрам, когда я ещё задолго до восхода солнца отправлялся на рыбалку.

На прозрачном нежно-розовом фоне зари чётко вырисовывались контуры древнего храма и силуэты кряжистых северных домов.

И как удивительно всё это гармонировало с огром­ными серыми камнями на берегу, прозрачной далью, старыми, поредевшими соснами, с плеском воды, крика­ми гагар на озере, со всей картиной угрюмого даль­него севера...

Стоя на берегу, я смотрел, как над озером, над ост­ровами, над всем этим суровым краем тихо занималась заря. (148 слов)

По Г. Скребицкому

1. Почему север автор назвал угрюмым, серым?

2. Чем север поразил и удивил писателя?

 

 

II ПОЛУГОДИЕ

 

Черепаха

Один раз я пошёл с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружьё и пошёл з ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца. Но Мильтон пошёл не в лес, а в поле. Я шёл за ним и глядел вперёд. Вдруг я увидал то, что он искал. Впереди его бежала небольшая черепаха, величиною с шапку. Голая, тёмно-серая голова на длинной шее была вытянута, как пестик; черепаха широко пере­бирала голыми лапами, а спина её вся была покрыта корой.

Мильтон схватил её и стал грызть, но не мог про­кусить её, потому что у черепахи на брюхе такая же скорлупа, как и на спине. Только спереди, сзади и с боков есть отверстия, куда она пропускает голову, ноги и хвост.

Я отнял черепаху у Мильтона, бросил на траву и; пошёл дальше. Но Мильтон не хотел её оставить, а нёс в зубах за мною. Вдруг Мильтон взвизгнул и пус­тил её. Черепаха у него во рту выпустила лапу и ца­рапнула ему рот. Он рассердился на неё за это.

(175 слов)

Л. Толстой

1. Почему Мильтон так странно вёл себя с черепахой и не слушал приказаний своего хозяина?

 

 

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Со­бака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастав­шие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черно­грудый воробей камнем упал перед самой её мор­дой — и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зу­бастой раскрытой пасти.

Он кинулся спасать, он заслонил собою своё дети­ще, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему ка­заться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И. Тургенев

 

1. Обрати внимание на описание маленького воробышка и большого воробья. Как передает автор своё отношение к ним?

2. Попробуй объяснить, какой глубокий смысл вложил автор в последние предложения своего рассказа.


 

В половодье

Я подошёл к высокому, с множеством отростков, вербовому кусту и увидел гнездо кряквы. Оно было на самой земле, тонко устланное сухими листьями. В гнезде лежало семь зеленоватых яиц.

К гнезду уже подступала вода. Что делать? Оста­вить его на месте — через день-два оно очутится под водой, а взять яйца — это значит разорить гнездо, со­вершить недостойный поступок.

Но что же, в конце концов, оставалось делать с гнездом?

После некоторого раздумья я решил приподнять гнездо на метр выше. Нарезал ивовых прутьев и сплёл в развилке вербового куста нечто вроде корзи­ны. Затем набрал охапку сухих листьев, устелил ими «корзину», бережно перенёс с земли гнездо, положил в него яйца и ушёл.

На второй же день, вечером, я специально поехал туда, где было гнездо кряквы. Я был озабочен, торо­пился.

Но вот и знакомая грива. Затаив дыхание, тихо крадусь к гнезду.

— Отлично! — радостно воскликнул я.— Нашла всё-таки, умница.

Заглядываю в гнездо, считаю яйца: их стало во­семь. Значит, всё в порядке. (154 слова)

В. Алфёров

1. Что приключилось с гнездом кряквы?

2. Как произошло спасение будущего семейства утки?

3. В какой момент ты особенно волновался?

 

Удмуртская сказка "Мышь и воробей"

Жили-были мышь да воробей. Дружно, согласно жили-поживали. Пред всяким делом совет держали, любую работу вместе выполняли.

Однажды мышь с воробьем нашли на дороге три ржаных зёрнышка. Думали-думали, что с ними сделать, и надумали поле засеять. Мышка землю пахала, воро­бышек боронил.

Славная рожь уродилась! Мышь острыми зубами скоро сжала её, а воробей крылышками ловко обмо­лотил. Зёрнышко к зёрнышку собрали они весь уро­жай и стали делить его: одно зерно мышке, одно — воробью, одно — мышке, одно — воробью...

Делили, делили, и последнее зёрнышко лишнееосталось.

Мышь тут и говорит:

    Это зерно моё: когда я пахала, нос и лапки до крови натрудила.

Но воробей возразил ей:

    Нет, это зерно моё. Когда я боронил, крылышкидо крови избил.

Долго ли, коротко ли они спорили — кто слыхал, тот и знал, а нам неизвестно. Только воробей вдруг склюнул лишнее зёрнышко да улетел прочь.

«Пусть-ка попробует меня догнать и моё зёрнышко отнять!» — думал он.

Мышка не погналась за воробьем. Огорчилась, что затеяла этот спор. Свою долю в норку перетаскала. Ждала, ждала воробья, чтобы помириться с ним. Караулила, караулила его долю урожая, а воробей так и не прилетел. Принесла мышка и его долю в свою кладо­вую, отдельно уложила — всё надеялась, что воробы­шек прилетит к ней. Но воробья будто и не бывало.

Всю зиму прожила мышь сытёхонько и всё вспоми­нала о воробье. А он был жив и здоров, но, остав­шись ни с чем, голодный пропрыгал всю зиму. Еле до­тянул до весны. (233 слова)

 

1. Как жили и работали мышь и воробей сначала?

2. Что послужило причиной их ссоры?

3. Как отнеслись мышь и воробей к размолвке? Почему?

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru