Цели: воспитывать у учащихся интерес к культуре разных народов;

раскрывать мифологические представления народов мира об образе куклы;

формировать умение анализировать и сравнивать мифы разных народов, находить в них общее и различия.

Материалы: иллюстрации с изображением образов кукол разных народов: богини, берегини, талисманы.

Ход урока

Педагог. Сегодня на занятии мы будем говорить об истории появления куклы. У каждого из вас есть дома кукла и не одна, но особенно их много у девочек. Вы с ними играете, шьете для них одежду. Такие куклы называют игровыми. Как вы думаете, а для чего еще может служить кукла?

Дети . Если кукла очень красивая, то она может быть сувенирной. Может быть оберегом. Такие куклы делали раньше мамы для своих детей из тряпочек (рис. 1).

Взять пучок соломы и скрутить в жгут

Сложить его пополам и перетянуть нитью, чуть ниже сгиба

Взять с обеих сторон небольшие пучки соломы, отделить их от туловища и перетянуть внизу нитками. Это руки

Вот уже получилась кукла-девочка. Ей можно сделать косички, надеть передник

Если перевязать нитью талию, то затем можно сделать ноги. Внизу перевязать ниткой

Получился мужичок. Куклу можно украсить Рис. 1. Технологическая карта выполнения куклы-закрутки

Педагог . Правильно. Куклы бывают очень разные. Сувенирные куклы – это чаще всего подарочные. Но очень давно, в старину каждая мама своими руками делала для ребенка куклу-оберег из разноцветных лоскутков. И вот о том, когда появились первые куклы и что они значили для человека, мы будем говорить с вами на нашем занятии.

Если верить мифам, кукла появилась даже раньше людей. Мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, а те превращались в людей, встречаются у многих народов. Во многих музеях мира хранится множество фигурок, выполненных из глины, дерева, камня, кости еще в каменном веке. Это предшественники кукол-игрушек, которых называли идолами, истуканами, божествами. У наших далеких предков кукла всегда была связана с понятиями жизни и смерти.

Когда мы знакомимся с мифом или сказкой, то часто встречаемся с противопоставлением понятий мертвого и живого мира. Образ неживой куклы в мифах нередко таинственным образом превращается в живое существо. В древнекитайской легенде рассказывается о том, как богиня Нюйва лепила человечков. Вот послушайте эту легенду.

Произошло это давно, когда совсем молодая Земля только что отделилась от неба, но на ней уже высились горы и текли реки, росли цветы и деревья, птицы пели песни, а в лесах бродили звери. Но людей еще не было, и потому мир был просторен и тих. По прекрасной Земле блуждала одинокая богиня Нюйва. Как-то раз она присела на берегу реки, взяла горсть желтой глины, смочила ее водой и, глядя на свое отражение, вылепила фигурку маленькой девочки. Лишь только богиня поставила ее на землю, глиняная малышка ожила, закричала «уа-уа» и весело запрыгала. Нюйва улыбнулась и дала ей имя Жэнь, что по-китайски означает «человек». Богине так понравилось лепить маленьких человечков, что скоро она наделала их очень много. Эти голые создания окружили Нюйву, стали танцевать и радостно кричать, а затем разбежались в разные стороны. Богиня сначала удивилась, а потом успокоилась и решила продолжать свою работу. Она увлеклась и все лепила и лепила фигурки. Человечки звонко смеялись, и Нюйва уже не чувствовала себя такой одинокой, ведь мир вокруг нее был теперь заселен.

Мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, и они превращались в человека можно встретить у многих народов мира. Как вы думаете, можно ли сегодня верить этому?

Дети . Нет.

Педагог . А кто мне скажет, как появился первый человек на земле?

Дети . Человека создал Бог.

Педагог . Давайте вместе попробуем определить, почему так думали наши далекие предки. Ученые полагают, что куклы появились вместе с человеком. В мифах и сказках разных народов кукле приписывали магическую роль. Образ куклы связывали с представлениями об умерших родственниках. Их следовало кормить. Дух умершего, вошедшего в куклу как в посредника, помогал живым в делах на земле. У некоторых народов, например у японцев, китайцев, индийцев, эти древние представления существуют и в наши дни. Кукла помогает поддерживать связь между живыми и мертвыми, как бы существует на грани двух миров.

Куклу обожествляли. Ее приносили в жертву богам, или могло быть наоборот, ей приносили жертвоприношения. Кто мне скажет, что означают понятия: «приносить в жертву», «жертвоприношение»?

Дети . Приносить в жертву – это значит убивать (сжигать, закапывать), а жертвоприношение – это приносить какие-нибудь подарки, например, еду.

Педагог . На Руси проводы зимы сопровождались сжиганием чучела Масленицы, олицетворяющей все старое; ее уничтожение являлось залогом нового. После сбора урожая на границе лета и осени хоронили соломенную куклу Андропушку и устраивали общую трапезу – так магически прятали до весны силу хлебного колоса (рис. 2, а, б). (Показывает иллюстрации куклы Масленицы и соломенной куклы.) На Троицу делали куклу-кукушку (рис. 2, в), на нее привязывали ленточки и загадывали желание. Когда кукла была символом какого-либо божества, то ей приносили различные подарки, ее одевали в красивые одежды. Она являлась оберегом дома или человека. Как вы понимаете слово «оберег»?

Дети . Это предмет, который оберегает от несчастий.

Педагог . Правильно. Были куклы, которые делали с целью оберегать от несчастия близкого человека. В сказке «Василиса Прекрасная» умирающая мать оставляет дочери бесценное сокровище – куколку. «Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу, береги ее, всегда держи при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета»». Кто из вас попробует описать, что из себя представляла эта кукла?

Рис. 2. Обрядовые куклы: а – кукла Масленица для сжигания; б – кукла-маслена; в – кукла-кукушка

Дети . Она была красивой, очень маленькой, чтобы ее можно было спрятать в карман. Кукла была сделана из лоскутков ткани, на мордочке были нарисованы или вышиты глаза и рот, чтобы можно было ее кормить. И т. п. Детям можно предложить нарисовать куклу-оберег так, как они ее представляют.

Педагог . Кукла была способна не только помогать, но и причинять зло. Всем народам известно, что она служила инструментом для черной магии. Кто мне скажет, что такое черная магия?

Дети . Это когда загадывают желание, чтобы сделать что-то нехорошее другому человеку.

Педагог . Ведьмы лепили из воска изображение человека, которому хотели навредить. Назвав его имя и произнеся специальные заклинания, они кололи, жарили, сжигали на огне куклу; в результате страшного обряда человек, чье имя было названо, заболевал и умирал. Чтобы этого не происходило, куклу часто делают без лица. Такие куклы называются безликими.

Прошло много времени, пока кукла не получила другую функцию – игровую, т. е. превратилась в простую игрушку. Сегодня мы узнали о происхождении куклы на земле, ее важном значении в жизни разных народов. Для многих и сегодня она имеет огромную магическую силу. Спросите у своих мам и бабушек о куклах, с которыми они играли в детстве. Они расскажут вам много интересного, а может быть даже и покажут свою любимую куклу, которую бережно хранят.

По окончании урока учитель проводит итоговую беседу по вопросам:

Какое значение имели куклы в жизни наших предков?

Из каких материалов делали кукол?

Назовите виды кукол.

Кто скажет, почему надо бережно относиться к своей кукле?

Придумайте рассказ, сказку о своей кукле.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru