Цели: знакомить детей с традициями быта русского народа;

развивать навыки драматизации, творческой мыслительной деятельности;

воспитывать интерес к культуре своего народа.

Материалы: иллюстрация с изображением интерьера избы; карточки с изображением мух, червей и других насекомых, таблицы с изображением знаков-оберегов для дома.

Дети в народных костюмах рассаживаются по местам. Группа ребят выходит для определения места строительства.

На полу под кучками коры картинки с мухами и пауками – с одной стороны, с дождевыми червями – с другой.

Ход урока

Педагог. Вы должны выбрать место для строительства дома и объяснить, почему это место пригодно для его строительства.

Дети. Будущий хозяин дома выбирает место, где под корой находятся дождевые черви. Есть примета, что место, где под корой собрались пауки с мухами для жилья непригодное, и наоборот, где черви – строить можно.

Педагог . Может еще кто-то вспомнит приметы? Посмотрите на предметы, лежащие перед вами.

Дети . Совершают «тайный обряд» жертвоприношения: голову (муляж) животного закапывают в место, где будет красный угол, объясняя, что таким образом пытаются отвести смерть от людей, которые будут жить в этом доме.

Педагог . Народные приметы говорят, что нельзя строить дом на месте старого дома, хозяин которого умер, не имея родных; нельзя строить дом, если дом разрушен в результате стихийного бедствия. При строительстве дома под его правый угол кладут на счастье серебряную монетку.

Передний или красный угол – самый уважаемый в доме (рис. 3, а). От входа – это правый угол, против него стоит печь.

Рис. 3. Интерьер избы: а – красный угол; б – роспись в интерьере дома.

Здесь же помещается обеденный стол. В правый угол ставят иконы. Место на лавке в красном углу самое почетное. По примете, если трещит передний угол или матица, то хозяевам грозит несчастье. (Показывает иллюстрацию с изображением интерьера избы (рис. 3, б). Затем предлагает выбрать хозяина будущего дома и строителей.)

Дети-плотники собирают из конструктора дом, хозяин одаривает их, чтобы мысли их были добрыми и, чтобы не было обид на хозяина за его жадность. Плотники показывают обережные украшения, объясняя их предназначение: конек на крыше, круги, розетки в виде солнца – все это поможет отогнать нечистую силу. Детям показывают таблицы с изображением обережных знаков для дома. Затем показывают обряд влазины [6] . Дети выносят полотно, на котором изображено ночное небо, поясняя, что дело происходит ночью.

Педагог . В старину стол накрывали скатертью, хозяйка – большуха [7] ставила на стол хлеб-соль. Хозяин зажигал свечу перед образами и после общей молитвы клал икону себе за пазуху. Затем подходил к голбцу [8] и говорил, отворив дверь в подполье: «Соседушко, братанушко, пойдем в новый дом! Как жили в старом доме хорошо и благо, так и будем жить в новом. Ты люби мой дом и мое семейство».

Дети – участники импровизации изображают вселение в новый дом. Хозяин несет петуха и курицу, хозяйка – хлеб, соль и квашню, дети и родственники – другие пожитки и кошку. Первыми в дом запускают петуха, затем кошку.

Хозяин . Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор. Он соберет на себя все злое и недоброе.

Слышится пение петуха.

Педагог . Это предвещает благополучие в новом доме. Петух разгонит нечесть своим пением. Хозяин (ставит икону на место, открывает голбец). Приходи-ка, соседушка, братанушка!

Все вместе читают молитву. Хозяйка накрывает стол, затапливает печь и принимается за стряпню. Входит большуха, в руках у нее горшок с углями из старого очага. Ее встречают с хлебом-солью. Угли высыпают в печурку, снятой с горшка скатертью трясут по всем углам, как бы выпуская домового. Горшок разбивают и закапывают под передний угол.

Педагог . Кто скажет, что означает пословица: Покупай шубу шитую, а избу житую?

Дети . На Руси не любили селиться в новый дом, а старались купить тот, в котором уже жил кто-то до них.

Педагог . Новая изба пока пуста – в ней нет еще хозяина самого главного, без которого дом не дом, подскажите, кого.

Дети . Домового.

Педагог . Зайдя в дом, нужно первым делом икону в красный угол поставить, а затем отрезать кусок от каравая, густо посыпать его солью и положить под печь. Кому и для чего?

Дети . Для хозяина (домового), который возьмет на себя заботы по хозяйству, будет оберегать от бед и несчастий.

Педагог . Подношение надо давать с почтением и серьезно, чтобы не обидеть домового и не навлечь беды. В новом доме домовой новый, доверие его надо завоевать. Вот таким образом проходили влазины – заселение в новый дом.

По окончании урока учитель проводит итоговую беседу по вопросам:

Почему переселение в новый дом называли влазинами? (Действие происходило тайно, ночью.)

Как определяли место будущего дома?

Для чего задабривали строителей?

Кого первым пускали в дом?

Что такое голбец? Покажите и расскажите о нем.

Для чего вносят в дом петуха?

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru