Цели: знакомить учащихся с элементами русской календарно-обрядовой культурой на материале праздника Масленица;

формировать личность ученика как носителя народных традиций, культуры своего народа;

воспитывать уважение к народным ценностям.

Материалы: репродукции (Б. Кустодиев «На ярмарке», «Балаганы», «Торговец шарами», К. Юон «Карусель»); фонограмма фрагмента из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова Пляска скоморохов; народные игрушки, выполненные детьми (лотки для продавцов, маска медведя, павловские платки).

Ход урока

Педагог. Мы продолжаем с вами готовиться к веселому празднику Масленица. С чем связано проведение этого праздника?

Дети . Этот праздник связан с проводами зимы. Праздник возрождения солнца.

Педагог . Сколько времени длится этот праздник?

Дети . Неделю.

Педагог . Одним из главных действий праздника Масленицы является ярмарка. Кто мне скажет, что означает слово ярмарка?

Дети . Ярмарка – ежегодный рынок, куда съезжается народ из близлежащих деревень со своим товаром.

Педагог . На ярмарке есть купцы и покупатели. Ярмарка – самый яркий действенный русский народный праздник. Кто скажет, а что раньше могли продавать на ярмарках? (Обращает внимание на репродукции картин.)

Дети . Баранки, игрушки-свистульки, шары, разные продукты, вещи для дома.

Педагог . Чего только не увидишь на ярмарке. Главным товаром на масленичной ярмарке конечно были блины с чаем. Их пекли прямо на ярмарке, на виду всех покупателей или блины приносили из близлежащих пекарен. Не обходилась Масленица без сладостей и напитков. Для того, чтобы продать свой товар купцы зазывали своих покупателей. Давайте разучим несколько зазывалок. Они пригодятся нам на празднике.

Давай подходи

И других подводи!

У дядюшки Ивана

Торговля без обмана!

Дети повторяют за учителем.

Ну что за товар!

И тот хорош,

И другой хорош,

Выбирай который хошь!

Особое место на ярмарках занимали торговцы игрушками. Бродили по площади с разными свистульками и пищалками торгаши-мальчишки, приводя в действие голоса своих товаров, и базар во всех направлениях был полон звуками. Отовсюду слышен был визг, звон, свист и веселье.

Всем необходима

Проходящим мимо

Детская игрушка —

Веселый Петрушка!

Веселый бим-бом

Веселит весь дом!

Так называли своих покупателей продавцы игрушек – скоморохи и петрушки, которых всегда было очень много на ярмарке.

Педагог предлагает учащимся распределиться на две подгруппы – продавцов и покупателей. Проводится драматизация фрагмента ярмарки, продажа игрушки свистульки. Учащимся предлагают взять игрушки и проиграть фрагмент их продажи. Дети могут исполнять зазывалки собственного сочинения. Побеждает тот, кто быстрее всех продаст свои игрушки.

Центром ярмарки был балаган. По размеру и украшению балагана судили о значимости ярмарки. Чем он больше и красочней, тем ярмарка считалась богаче и значительней. В балаганах актеры-любители играли сценки из народной жизни. В большой балаган ходил народ богатый. Для народа бедного строились маленькие балаганы, где тоже играли народный театр. Они как и большой балаган были красочными, что придавало ярмарочной площади праздничный вид.

Среди ярмарочных увеселений, которыми так богата была праздничная площадь, всегда обращали внимание на вожаков с учеными медведями. Называлось это действо медвежьими комедиями – древнее и любимое народное увеселение. Ни одна масленичная неделя в Москве и других городах не обходилась без медвежьего представления. Появление медведя на ярмарке неслучайно. Уважение, которым окружался медведь, появилось в языческих верованиях. Кто скажет, что такое языческое верование?

Дети . Это когда люди поклонялись силам природы и животным.

Педагог . Правильно! Медведя в те времена считали предком человека, т. е. тотемом, его образ связывали с плодородием, здоровьем, благополучием. Такое отношение сказалось и на прозвищах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо: «Михайло Потапыч» или «Матрена Ивановна», «господин Топтыгин». На ярмарках, где настоящих медведей не было, в медведя наряжались и также показывали спектакли с его участием. Вот мы сейчас и разыграем сценку. Кто хочет быть медведем, а я буду исполнять роль дрессировщика.

Педагог вместе с одним из учеников показывает сценку с медведем. Начинает дрессировщик. – Ну-ка, Мишенька, поклонись честным господам да покажи-ка свою науку, чему в школе тебя пономарь учил, каким разумом наградил.

Ребенок, изображающий медведя, кланяется.

– Ну-ка Мишенька, поворачивайся! Привстань, приподнимись, на цыпочках пройдись: поразломай-ка свои старые кости.

Медведь выполняет все действия, которые требует дрессировщик.

– А как, Миша, малые дети лазят горох воровать?

Медведь ползет на брюхе в сторону.

– А как бабушка Ерофеевна блины на Масленицу печь собралась, блинов не напекла, только сослепу руки сожгла да от дров угорела? Ах блинцы! блинцы!

Миша лижет себе лапу, мотает головой и охает.

Ну-ка Миша, попляши,

У тя ножки хороши!

Тили, тили, тили-бом

Загорелся козий дом:

Коза выскочила,

Глаза выпучила,

Таракан дрова рубил,

В грязи ноги завозил.

Звучит фонограмма плясовой музыки, медведь пляшет. Все дети принимают участие в веселой пляске медведя.

– А теперь Мишенька попрощайся со зрителями.

Медведь кланяется.

Итог урока

Педагог . С каким действием народного праздника Масленицы мы сегодня познакомились?

Дети . С ярмаркой и ее традициями.

Педагог . Я дам послушать вам фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (Пляска скоморохов). Вы внимательно послушайте ее. Посмотрите на репродукции с картин художников, изображающих ярмарку, попробуйте рассказать, какой фрагмент картины соответствует музыкальному произведению.

Дети слушают, а затем объясняют, что они почувствовали в музыке, какой отрывок им напомнил о веселых ярмарочных действиях.

А сейчас давайте представим, что мы пришли на ярмарку, звучит музыка, и каждый из вас станет участником этой ярмарки. Может быть кто-то будет продавцом-зазывалой, кто-то вожаком медведя, а кто-то самим медведем, кто-то просто покупателем.

Проводится импровизация сценки «Ярмарка».

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru