Цели:познакомить со значением изображения Древа в народном прикладном искусстве, научить изображать Древо, характерное для пермогорской росписи;

развивать навыки графической кистевой росписи, творческий подход к композиционному решению, аккуратность, усидчивость;

воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Материалы: таблицы с изображением Мирового древа, иллюстрации, демонстрирующие изображение Древа на изделиях в пермогорской росписи.

Ход урока

Педагог. С росписью каких мастеров мы знакомились на прошлом уроке?

Дети. С росписью пермогорских мастеров.

Педагог . Какие растительные мотивы используются в пермогорской росписи?

Дети . Трехлистник, ягоды клюквы, цветы тюльпана, лилии.

Педагог. Природа – один из источников, вдохновляющий человека в его творческой деятельности. Формы, ритмы, краски природы начинают жить своей жизнью, подчиняясь особенностям творчества декоративного искусства.

Учащимся предлагают рассмотреть иллюстрации прялок с различными орнаментальными композициями.

Мы продолжим знакомство с пермогорской росписью. Одним из любимых мотивов пермогорских художников является «древо жизни». Образ древа используется в росписи многих мастеров. Его можно увидеть на вышивках в изображении орнаментальных композиций, древо лепили в глиняной игрушке. Но почему его так часто изображали народные мастера? Вспомните, на занятиях мифологии мы говорили о значении Древа в жизни человека. Что оно значило для наших предков?

Дети. С помощью Древа человек объяснял образ мира.

Педагог. Образ Древа – одно из величайших изобретений человечества. Возник он давно и часто упоминается в мифологии. Благодаря Мировому древу человек видел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу… На древе изображали животных птиц, различные образы мифологических божеств.

Для наших далеких предков природа была единым домом. Природа и весь мир для них был одно и то же. Поэтому, стремясь понять и объяснить мир, люди рисовали его в своем воображении в виде дерева: его вершина – это солнце, луна, птицы, в том числе и фантастические, т. е. небывалые, вымышленные (Гамоюн, Алконост, Сирин); его ствол – это люди, животные, насекомые, леса и пр.; его корни – земля, змеи, вода, рыбы. Это дерево получило название «Мирового древа» (цв. ил. 11).

На изделиях пермогорских мастеров «мировое древо» занимает одно из ведущих мест. Давайте вспомним, какие цвета использовали мастера в своей росписи?

Дети. Красный, зеленый, желтый.

Практическая работа Педагог. В любом растительном узоре обязательно присутствовал трехлистный или, «трехлопастный» цветок, который называли так из-за широкого лепестка, состоящего как бы из трех частей (цв. ил. 5). Варьируя размером и формой лепестков, меняя сердцевину цветка мастер достигал огромного разнообразия, но при этом точно повторял, соблюдая характер и образ росписи. При выполнении Древа обратите внимание на симметричность изображения.

По окончании урока учитель организует на доске выставку детских работ.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru