Цели: сформировать знания о деревянной игрушке-матрешке, познакомить с ее видами, дать сравнительную характеристику матрешкам из Семенова, Загорска и Полхова Майдана;

развивать зрительную память;

воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

Материалы: таблицы с изображением разных деревянных игрушек, или использовать настоящие матрешки: загорских, семеновских, полховомайданских мастеров; графические таблицы с изображением особенностей формы каждой из матрешек; таблицы с изображением элементов росписи; иллюстрации с картины русских художников с изображением ярмарки, народных праздников; стихи, пословицы о матрешках; фонозапись русских народных песен.

Ход урока

Педагог. Дети, представьте, что мы с вами отправились на веселую деревенскую ярмарку.

Тихо звучит фонозапись русской народной мелодии.

Посмотрите на картины русских художников. Кто скажет, что являлось особенностью русской ярмарки?

Дети . Она проводилась на центральной площади, которая красиво оформлялась разноцветными шарами. На ней устанавливались карусели, качели.

Педагог . Ярмарки проводились по большим русским праздникам, поэтому всегда звучала музыка, разыгрывался народный театр. Главное назначение ярмарки – это купля-продажа товара. На ярмарку народ съезжался со всех окрестностей. Одни ехали что-то купить к празднику, другие – чтобы продать свой товар. А он был разнообразный. Особым интересом у детей пользовались игрушки из дерева. Это были деревянные кони, свистульки и конечно матрешки. Для того, чтобы товар хорошо продавался по ярмарке ходили зазывалы или же сами коробейники превращались в зазывалы. А кто такие коробейники?

Дети . Это те, кто продает товар, т. е. продавцы мелких предметов, которые можно носить на специальных деревянных лотках или подносах.

Педагог . Зазывалы расхваливали свой товар, выкрикивая громко:

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

У нас не ситцы, не шелка

И не кольца, и не брошки,

А веселые матрешки…

Самая веселая ярмарка проходила в Сергиевом Пасаде. На ней можно было купить занимательные игрушки: деревянные резные гусары, барыни, кормилицы, каталки, кони, красочные матрешки. Вырезанная из деревянной чурки игрушка имела простую форму. Сочетанием разных ярких красок – синих, зеленых, красных – загорские мастера добивались нарядности и декоративности. Народная игрушка, как сказка, в ней все так и не так. Посмотрите на игрушки и скажите, что сказочного вы видите в изображении игрушек? (Обращает внимание на таблицы с изображением игрушек.)

Дети . Кони красного цвета с нарисованными цветами на боках, а в жизни так не бывает. Старик и медведь пилят вместе дрова. Всадник сидит на коне, а у коня шея длинная, как у жирафа.

Педагог . И вправду, никто, никогда, не видел такого коня-раскоряку с малиновым туловищем и длинной шеей. А как гордо восседает на его спине всадник, туго натягивая поводья. Он как будто бы летит, торопится куда-то. Наверное, на ярмарку. Игрушек много, но больше всего на ярмарке матрешек. Послушайте, как о матрешках говорит В. Берестов.

Пыль клубится по дорожке,

Едут с ярмарки матрешки,

На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках.

Казалось, что уже ничем не удивить покупателя! Но вдруг мастер начинает разбирать матрешку, а в ней другая – поменьше. Опять раскрыл, а в ней еще одна. Вот диковина! (Педагог сопровождает рассказ показом действий.)

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

А всего одна игрушка!

Матрешка из Сергеева Посада украшена довольно скромно, цвета, которые используются в ее украшении, не очень яркие. Одета матрешка в простой сарафан с фартуком, на голове платочек, а в руках лукошко, мешочек или петушок. Выполняя первую матрешку, мастер как бы создавал художественный образ женщины-матери, хозяйки большого семейства. Этот образ близок и понятен каждому человеку. Форма игрушки весьма условная. Изображение лица и наряда приближается к образу русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, небольшой рот.

На ярмарке можно увидеть не только матрешку мастеров из Сергеева Посада, но и из Семенова, Полхова Майдана. Давайте рассмотрим их на нашей таблице (см. цв. ил. 6). Чем они отличаются?

Дети . Они отличаются украшением, различны по форме и оформлению, на голове платочки.

Практическая работа Педагог. В каждой местности мастера создавали образ своей матрешки. Они отличались, как вы заметили, по форме, цвету и мотивам росписи. Я раздам всем шаблоны матрешки, они разные по форме, а вы попробуете расписать каждый свою матрешку, так как вы ее представляете.

Дети приступают к работе.

По окончании урока учитель выставляет все матрешки на доске в виде хоровода. Дети рассматривают работы, сами делают им оценку.

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru