Вид занятий: рисование тушью, карандашом, углем.

Цели и задачи: знакомство с графикой - видом изобразитель­ного искусства; овладение новыми инструментами (пером, палоч­кой, кистью, черным карандашом, углем), выразительными средст­вами (линией, штрихом), техникой (растушевкой); развитие наблю­дательности и внимания к природе; укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир).

Оборудование урока: черная тушь, чернила, перо, па­лочка, тонкая кисть или уголь, тряпочка, резинка.

Зрительный ряд: материалы экскурсий или слайды, фото­графии деревьев зимнего леса; репродукции графических произве­дений: М. Мибурич «Зима», Г. Верейский «В саду», И. Билибин «Русский север», А. Дейнека «Девочка у окна», В. Фаворский - ил­люстрации к рассказу А. Н. Толстого: «Русак», «Пролетающие птицы», Г. Кроллис «Дерево солнца»; таблица «Как дерево растет».

Литературный ряд:М. Пришвин «Рассказы о природе»; стихотворения, загадки по теме.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Декабрь» (из цикла «Времена года»).

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Учитель знакомит детей с графикой (от grapho - «пишу») - ви­дом изобразительного искусства, с новыми инструментами и мате­риалами (перо, палочка, кисть, черный карандаш, уголь), вырази­тельными средствами (линия, штрих, пятно), техникой (растушев­ка) графики.

На этом уроке дети работают тушью, черными чернилами, пе­ром, палочкой или тонкой кистью (можно угольной палочкой, чер­ным карандашом) и выполняют рисунки линией. Линия, штрих -основной способ работы этими материалами (см. рис. 1-12, с. 29-31).

Выразительность линий создается разным характером: прямые, ло­маные, волнообразные, пересекающиеся, тонкие, толстые линии.

Можно рисовать обыкновенной палочкой, опуская ее заострен­ный конец в жидкую черную тушь, а также

С целью развития внимания к природе и наблюдательности учитель предлагает детям представить лес без листьев и увидеть в графичности линий красоту обнаженных веток, богатство их форм, поворотов, движений. Самое важное - почувствовать это, увидеть и отобразить в рисунке разнообразие линий.

Учитель. Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и черного цвета. Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным - печальное, тревожное, жуткое. Эти цвета по отношению друг другу контрастны, резко противопо­ложны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным.

- Чем отличаются цветные краски от черной и белой? -  Есть две   группы   цветов - хроматические и ахроматиче­ские. Названия их образованы от греч. слова «хроматос» - «цвет». Следовательно, хроматические - все цветные краски, ахромати­ческие - не содержащие цвет (черный, белый, серый).

А вот что о черном и белом цветах можно узнать из  зага­док:

В чёрном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. (Мел.)

Через поле напрямик,

Скачет белый воротник. (Заяц-беляк.)

Белый на белом написал, где бегал,

Рыжая пройдет, белого найдёт. (Заяц и лиса.)

Что за коняшки? На всех тельняшки. (Зебра.)

Сероват, зубоват, по полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк.)

Белые мухи на поле сели. (Снег, снежинки.) Скатерть бела - всю землю одела. (Снег.)

На деревья, на кусты с неба падают цветы, Белые пушистые, только не душистые. (Снег.)

А вот веселое, забавное стихотворение:

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход,

В дымоходе чернота,

Отыщи-ка там кота!

Давайте рассмотрим произведения графиков и ответим на вопросы:

-  С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту ле­са, деревьев? (Линия, пятно, силуэт, свет и тень, ритм.)

Рисунки тушью, карандашом или уг­лем называются графикой. Изображая зиму черной тушью, можно рисовать не только кистью, но и пером (металлическим и птичьим) и обыкновенной, остро заточенной палочкой (с острым или расщепленным концом).

Если нажмешь сильно, линия получится яркой, но не длинной, если слегка - линия станет тоненькой. Но самое интересное, когда нажимаешь по-разному, ведя одну линию, а руку от листа не отры­ваешь, - линия получается словно живая. Линии бывают колючими, острыми, плавными.

 

— Придумайте свой лес, сочините его. В искусстве сочинение на какую-нибудь тему называется композицией. Нарисуйте несколько маленьких эскизов-композиций на тему «Графика зимнего леса». Постарайтесь, чтобы деревья были разной формы и по-разному располагались на листе.

 

Д. Рожкали. Соколик ржи

- А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики?

- Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой. Деревья почти черные на фоне белого снега?)

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

По таблице «Как дерево растет» дети объясняют зависимость расположения вет­вей и характера силуэта от породы дерева. Напомнить учащимся, что, выполняя опре­деленную роль, каждая часть дерева (кор­ни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет и определенную форму. Выбор того или иного приема в рисунке и живописи диктуется формой и строением дерева и его частей, а также художественным за­мыслом. - Какие деревья бывают по характеру? (Елка - пушистая, гус­тая; березка - стройная, гибкая, белая с черными полосами; дуб -корявый, ветвистый, толстый и мощный; ива - поникшая, гибкая, «длинноволосая», струящаяся.)

Работу можно выполнить на тонированной бумаге. Далее не­сложный пейзаж, состоящий из 1-2 деревьев, дороги и леса, можно изобразить по-разному. Например, нарисовать деревья и дорогу фронтально, вытянув слева направо. А можно найти такую точку зрения, так скомпоновать пейзаж, что дорога будет уходить от зри­теля в глубину и помогать передаче пространства. Деревья можно поместить на переднем плане.

Стихотворение и загадки:

ЕЛИ

Ели на опушке –

До небес макушки –

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата - ёлочки,

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

И. Токмакова

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимой без иголок. (Лиственница.)

Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина.)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива.)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка, сосна.)

Когда человек бывает деревом? (Сосна.)

IV. Итоги урока.

При подведении итогов урока по возможности организовать выставку работ учащихся всего класса. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: принести в класс книги, журналы, иллюстрированные черно-белыми линейными (графическими) ри­сунками.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru