Цель:  знакомство с батиком; изучение техники выполнения эскиза (имитации) батика.

Задачи:

формирование духовно-нравственной, культурно-образованной личности современного школьника; умения увидеть художественное своеобразие батика в  изобразительном искусстве;

овладение приёмами работы с тканью; развивать творческие способности    учащихся на занятиях изобразительного искусства.

развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности, развитие наблюдательности.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование:  компьютер,  экран,  мультимедийная  установка,    эскизы  на    формате  А4 для  каждого ученика

Зрительный ряд: презентация с последовательностью выполнения имитации батика; фотографии современных интерьеров с картинами; детские работы.

Музыкальный ряд: Моцарт – Симфония N40, часть, Бетховен – Лунная соната, Вивальди – Весна (Времена года), Огинский – Полонез «Прощание с Родиной», Боккерини – Менуэт, Бетховен – К Элизе, Чайковский – Марш (Щелкунчик), Бетховен СимфонияN3, Haydn  Symphony 100 1 Military, Tchaikovsky_Sentimental_Waltz_Op_51_6, Vivaldi_Vremena_goda_Autumn, Звон колоколов (запись).

Материал к уроку: ткань формата А4 для батика, карандаш , акварельные краски, соль.

План занятия: 

I. Организационный момент. 
II. Актуализация знаний.  
III. Формулирование проблемы. Целеполагание.
IV. Этап повторения изученного на прошлых занятиях.
V. Сообщение нового материала с использованием презентации.
VI.  Выражение решения проблемы. Рефлексия.
VII. Физминутка. 
VIII. Практическая работа.
IX. Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ. 
X. Анализ работ. Итог. Рефлексия.

Задание: создание рисунка композиции для батика, закрашивание фона в технике «солевой батик»

Обязательный минимум содержания

Знать основные приёмы работы с тканью и уметь применять их на практике (Н).

Продолжитьизучение свойств тёплых и холодных цветов и их смешение. Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике (П). (Н – необходимый уровень, П – программный уровень.)

 

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД,
технология оценивания

действия учителя

действия учеников

I. Организационный момент

Ход урока

Приветствие.

Готовность учащихся к уроку, наличие необходимого материала.

 

II. Создание проблемной ситуации.
Актуализация знаний

Постановка задач занятия.
– Ребята, сегодняшнее наше занятие я хочу начать с загадки:
– На чем еще можно рисовать, кроме бумаги?

 

– Правильно, но сегодня мы будем рисовать на одном материале, наша одежда из чего состоит?
– Правильно, а техника эта как называется знаете?
– Молодцы, а что расцветает весной первыми?
– Хорошо, ребята, можете ли вы предположить,   как будет звучать тема нашего занятия и чем мы будем заниматься?  (определение темы занятия). 
– Правильно.

Ученики отвечают на вопрос (возможный вариант ответа):
– на асфальте,
– дереве,
– ткани.

– из ткани

– батик.
– цветы.
– рисование цветов на ткани;

Познавательные действия
1. Уметь отличать витраж от мозаики.
2. Делать выводы, сравнивая разные декоративные техники.
3. Записать в тетрадь по искусству новое слово (витраж).

III. Формулирование проблемы. Целеполагание

Совершенно верно – рисовать цветы на ткани, а тема нашего занятия будет звучать так – .
«Детали рисунка (листок,цветок),эскиз. Батик».

(Дети отвечают, учитель обобщает сказанное детьми и дополняет их ответы).

Регулятивные действия
1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2. Работать по предложенному плану использовать презентацию.
3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

V.Сообщение нового материала c использованием презентации

Знакомство с искусством батика в форме беседы.
Скажите, ребята, а кто создавал такую красоту?
Правильно.
Панно на шелке, выполненные талантливым художником несут в себе определенную световую гармонию, свободную вибрацию света и линий. Этими картинами хочется любоваться снова и снова.
История декорирования ткани уходит в глубокую древность. Роспись по шелку или батик – одно из древнейших ремесел, родиной которого является Индонезия, где использовались натуральные краски, изготовлявшиеся на растительной основе. Очевидно, с незапамятных времен в человеке жила необходимость сделать свою одежду более нарядной.
Новизна учебного материала заключается в способе передачи цвета на ткани. Практическая значимость – в многофункциональности объекта рисования
(картина, платок, шторы, наволочка, блуза, платье)
Знакомство с холодным батиком (солевая техника)
Изучение техники росписи по ткани начинаем с солевой техники. Рассмотрим воздействие соли при росписи ткани. Структуры возникающие, в результате использования соли при росписи картин, платков одежды в этой технике завораживают. Причина этому –свойства соли: она поглощает влагу. Если вы покрасите ткань и, не давая ей высохнуть, нанесете на него немного соли, она тут же начнет впитывать воду. Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней красители –  и в результате краска становится светлее, цвета смещаются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время разные, в зависимости от влажности, состава краски или особенностей самой соли.

возможный вариант ответа
–  Художники!

 

Дети говорят варианты ответа.

Просмотр презентации. Комментарии учащихся.

Коммуникативные действия
1. Высказывать свои мысли (предложения, дополнения), вступать в беседу.
2. Слушать и понимать других, в т.ч. развивать свою внимательность.
3. Уметь находить источник мотивации к учению и практическая значимость

– Скажите, а в нашем современном мире,  где вы можете встретить батик?

Рассмотреть фотографии современных интерьеров с картинами из ткани.

VI. Выражение решения проблемы.

Современная технология изготовления батика состоит из трех этапов:

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.
Так как же выполняется простой батик? Давайте познакомимся с этапами изготовления:

1) разработка эскиза;
2) грунтовка ткани;
3) закрашивание работы;

Существует несколько способов изготовления батика в школьных условиях.     Это солевой батик, холодный,  горячий и другие. Мы попробуем сделать имитацию солевого батика.

Мы будем выполнять батик в определенной последовательности:

А) Для начала –  выбор из предложенных композиций.
переходим к цветовой гамме (определяются) и раскрашивают.
Рассмотреть детские работы прошлых лет.

 

Ученики отвечают на вопрос (возможный вариант ответа):

– Витражи выполняются по эскизам художников.

 

Рассматривают, анализируют.

 

Необходимо отметить, что на всех этапах работы надо следить за аккуратностью, чтобы не повредить изображение, и быть осторожными во время  работы с тканью (комкается, мнется).

Внимательно осматривают ткань и аккуратно работают на ней.

VII. Физминутка

Учитель предлагает выполнить

 Выполняют.

Здоровьесберегающая технология.

VIII. Самостоятельная работа учащихся над эскизом композиции
Рассматривание образцов. Краткий анализ.

– Какое настроение передают эти рисунки?
– Что вам особенно понравилось и почему?
Как вариант можно для каждого ряда создать свои композиции (групповая работа) затем ряды сравнивают законченную работу. (для разработки эскиза можно предложить темы).

Загадка      

Он цветочный принц – поэт
В шляпу белую одет
Про весну стишок на бис
Прочитает там

(…)

Эталон росписи
К росписи цветов приступайте с верхнего левого угла, это необходимо учитывать для удобства работы. Просушите работу.

– С чего мы начнем работу над рисунком? Конечно, с изучения того цветка, который будем рисовать. Художник П. П. Кончаловский писал: «Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как и все другое».
Рассмотрим один цветок. Как он называется?

Роспись цветов
Эталон росписи Пока краска не высохла, вы можете использовать в данной работе солевой эффект, солью посыпают еще не высохшие участки работы.
После того как работа высохнет, уберите кристаллы соли, которые остались нерастворенными.
Практическая часть:
  Про синий цвет…  Работа с красками и кистями…Большой кистью , основная работа с синим цветом, смешение его с основными цветами (красный, желтый) и получение дополнительных (зеленого, фиолетового). С помощью перетекания красок на ткани и добавления соли, воссоздать переменчивое

Прорисовка фона по-сырому

Немного передохнули и теперь необходимо приступать к работе.

Перед выполнением практического задания давайте вспомним правила работы:

– С чего начинается работа красками?

– С какого цвета начинаем работу? Почему?

Положите лист горизонтально или вертикально?

Все ребята приступают к практической работе.

Часть учащихся (группа) работают над общим выбранным эскизом, остальные работают на своих альбомах, как варианты.

Затем – индивидуальная работа учащихся.

…нарцисс

 

 

 

 

 

Применение изученых знаний и выполнение практической работы.

Личностные результаты
1. Оценивать ход творческих работ как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей.
2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых творческих работ (хорошо/плохо) с позиции эмоциональных, нравственных ценностей.
3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.
4. Развитие самостоятель
ности в поиске решения различных изобразительных задач.
5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей

IX. Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ.

В процессе удачные работы демонстрируются классу.

Детские работы

Дети вывешивают работы, которые просохли на доске, а мокрые работы раскладывают на столе.

Самые красивые работы, учащиеся защищают, называя и описывая их.

Корректируют, уточняют свои фрагменты  композиции.

 

X. Анализ работ. Итог. Рефлексия. Выставка работ и их защита

Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы.

 Критерии оценивания:

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.

Верное композиционное решение;

Соответствие названия изображению;

Аккуратность;

Общее эмоциональное впечатление;

Умение представить, описать работу.

Показывают. Выкладывают работы на ватман. Оценивают коллективную работу. Играют в художников и зрителей. Задают вопросы, отвечают, анализируют работы.

 

Домашнее задание

Обвести контуры рисунка дома тонким черным маркером или фломастером, поместить работу в рамочку и повесить картину на видное место.

 

 

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru