Цель урока: прививать интерес к традиционной культуре России через знакомство с искусством керамического изделия.

Задачи:

образовательные: формировать у школьников представления о разнообразии и выразительности решения образа в фигурных керамических сосудов скопинских мастеров. Знакомить с технологией изображения и декора сосудов сложной конфигурации мастерами из Скопина; стимулировать мотивацию к творчеству;

развивающие: развивать у детей творческие способности рисования на основе вариации и импровизаций мотивов керамики Скопина;

воспитательные: воспитать чувство патриотизма, гордости за народных мастеров – умельцев; продолжать воспитывать интерес к познанию искусства.

Оборудования: фломастеры, карандаши, акварель, листы с силуэтами посуды, кисточка, баночка для воды. Иллюстрации, ТСО, слайды с изображением изделий Скопина.

 

Ход урока

 

1. Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

2. Отгадайте загадку

Гончар для меня
Разведет жаркий пламень.
Сухая, я твердой бываю – как камень.
Размочат – как тесто,
Податливой буду.
Могу превратиться
В игрушку, в посуду.
Лечебными свойствами
Очень богата.
Меня отыскать вам
Поможет лопата.
Я белая, красная и голубая.
Узнали, ребята, кто я такая?

Ученик: Глина (2 слайд).

Учитель: Правильно. Ребята, а как вы думаете, что мастера, (люди) могут делать из глины?

Ученик: Игрушки, посуду, кухонная утварь: кувшины, тарелки.

Учитель: На прошлых уроках мы с вами знакомились с такими глиняными игрушками как дымковская и каргопольская. (3 слайд, 4 слайд)

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое керамика? (5 слайд)

Ученик: (изделия из обожженной глины, гончарное производство) (6 слайд).

Учитель: Мастера делали кувшины (12 слайд), кумганы (13 слайд) , квасники (14 слайд), украшенные диковинными зверями и птицами.

Сегодня мы познакомимся с новым видом изделия, как Скопинская керамика (7 слайд). Но перед этим мы отправимся путешествие в Страну Гончарию – так любовно называют небольшой город Скопин в Рязанской области.(8 слайд) Этот город издавна славился гончарными изделиями. И полагают, что название промысла связано с птицей Скопой (9 слайд), (10 слайд), которая водится в здешних болотах.

Традиции древнего гончарного промысла отразились в произведениях скопинских мастеров.

Ребята, посмотрите на доску и обратите внимание на каждое изделие. (11 слайд)

Мастера делали кувшины (12 слайд), кумганы (13 слайд), квасники (14 слайд), украшенные диковинными зверями и птицами.

Каждая часть изделия создается отдельно и тщательно прорабатывается. Готовые фигуры покрываются цветными поливами разнообразных оттенков, что придает работам еще большую декоративность.

Ребята, откройте книгу на странице 86–87-й, и посмотрите на изображение Скопинской керамики

Что интересного вы увидили?

Ученик: Лев, кувшин “петушок”, подсвечник, квасник, декоративный сосуд.

Учитель: Какое отличие у этих изделий?

Ученик: Формой, цветом.

Учитель: Какими цветами покрыты эти изделия?

Ученик: Зеленой, коричневой

Учитель: Правильно. Скопинскую керамику отличает соединением скульптурных образов с формой сосудов. В произведениях поражает художественная фантазия, которая помогает создавать живые образы и выразительную пластику.

Народное восприятие мира, как единства природы человека, формы живой и формы предметной получило отражение и в скопинских сосудах.

Сказочный сосуд раскрывается чашечкой цветка или оборачивается, как в сказке, то зверем, то птицей, то рыбой. (15 слайд). Разнообразные скульптурные изображения на месте ручек слиты с формой кувшина.

Ребята, кто подготовил дополнительную информацию о скопинской керамике? (Рассказы детей о скопинской керамике).

Музыкальная физминутка.

Учитель: Сегодня на уроке мы попробуем передать изображение скопинских мастеров через рисунок.

Но перед этим мы с вами вспомним правила безопасности работы с красками, кистью и карандашами. (16 слайд)

На столах у вас лежат шаблоны изображения скопинской посуды. Какие цвета вы будете использовать в своей работе.

Ученик: Зеленую, коричневую.(ребята выполняют работы)

(В конце урока выставка работ)

Итог урока.

Учитель: О чем мы сегодня говорили? (17 слайд)

Ученик: О скопинской керамике.

Учитель: Откуда родом это изделие?

Ученик: Из города Скопина, Рязанской области.

Учитель: С названием какой птицы получило изделие такое название?

Ученик: Птицей Скопой.

Учитель: Что вам больше всего запомнилось в ходе урока? (Ответы учеников)

 

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru