Цель: научить детей иллюстрировать сказку.

Задачи:

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;

сформировать понимание "иллюстрация";

совершенствовать умение самостоятельно выбирать сюжет для иллюстрирования и его рисовать;

совершенствовать умение использовать уже знакомые средства художественной выразительности: высокий и низкий горизонт, выделение главного в рисунке, выделение композиционного центра.

Развивающие:

развивать творческие способности детей;

продолжать развивать художественные навыки при выборе цветового решения в выполнении работы.

развивать воображение и наблюдательность;

развивать память.

Воспитывающие:

воспитывать уважение к народному творчеству;

воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Материалы для учителя: репродукции В.Васнецова "Иван - царевич на Сером волке", "Алёнушка", лист бумаги, карандаш с ластиком, краски, кисти, доска, карточки с последовательным изображением человека, методическое пособие, стихотворение о сказках, текст сказки "Гуси-Лебеди", аудиозапись песни "Приходите в гости к нам" (из к/ф "Там, на неведомых дорожках") Музыка и слова: В. Дашкевич - Ю. Ким.

Материалы для учеников: бумага, карандаш с ластиком, акварельные краски, кисти, палитра, вода

Ход урока

Организационный момент.

Проверка готовности рабочего места к уроку.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь. 
С усердием трудитесь!

Беседа.

Учитель читает отрывок из стихотворения:

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.

О каком жанре идет речь в стихотворении? (О сказке)

Звучит песня "Приходите в гости к нам".

Сказки... Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Так в нашу жизнь входят сказки.

Чем этот жанр отличается от других? (Сказка - устный рассказ о чем - то необычном, о невероятном, фантастическом)

Давайте вспомним из уроков литературного чтения, по авторству: на какие группы делятся сказки? (Народные и авторские)

По содержанию, какие бывают сказки? (Волшебные, сказки про животных, бытовые)

Прочувствовать и понять красоту сказок нам помогут репродукции Виктора Михайловича Васнецова. Рассмотрите их внимательно.

Учитель демонстрирует репродукцию В.Васнецова "Аленушка"

К какой русской народной сказке данная репродукция? (К сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")

Картина называется "Аленушка". Какой сюжет изобразил художник? (Аленушка на берегу реки.)

Учитель зачитывает отрывок из сказки "Привела ведьма Алёнушку на реку."

К какой сказке эта репродукция? (Иван Царевич и Серый Волк)

Учитель демонстрирует репродукцию В.Васнецова "Иван - царевич на Сером волке"

Картина называется "Иван - царевич на Сером волке"

Какой сюжет изобразил художник? (Иван - царевич с Прекрасной Еленой)

Учитель зачитывает отрывок из сказки ":Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает:"

Сегодня мы проиллюстрируем русскую народную сказку "Гуси - Лебеди". На предыдущем уроке мы готовились к иллюстрированию сказки. Чему мы учились? (Учились рисовать гуся)

Ребята, а что такое иллюстрация? (Выслушиваются все ответы детей)

Иллюстрация - это изображение, предназначенное для книги. Иллюстрация выполняется в тонких линиях.

Выбор сюжета.

Давайте вспомним текст сказки (Дети пересказывают краткое содержание сказки, при необходимости зачитывают отрывки из текста по выбору учителя, в которых речь идет о гусях)

":Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге:"

":Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут:"

":Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.

- Речка, матушка, спрячь меня!

- Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали:"

"...Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава - что они пошаливали, маленьких детей уносили:"

Затем предлагается самостоятельно выбрать из сказки сюжет для иллюстрирования и словесно его нарисовать (опрос 2-3 человека.)

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали - 
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - 
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - 
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем - 
Крылья сложим назад.

Практическая часть.

(Все этапы ученики делают следом за учителем. Учитель выполняет построение птицы на доске.)

1 этап.

Работа над иллюстрацией начинается с выполнения композиционного эскиза.

Кладем перед собой лист бумаги. Выполним сначала карандашный набросок.

Набросок выполняется по уже знакомым средствам художественной выразительности: высокий низкий горизонт, выделение главного в рисунке, выделение композиционного центра и др.

Если дети выбрали сюжет, в котором присутствует человек, то они пользуются карточками с последовательным изображением человека.

Кроме этого, дети пользуются рисунками гуся, выполненными на предыдущем уроке.

Ученики самостоятельно работают над эскизом. В это время учитель ходит по классу и, если у детей возникают вопросы и просят помочь, педагог отвечает на вопросы и при необходимости помогает. А также проводит анализ характерных ошибок в эскизах ребят и наиболее удачных решений.

Молодцы, ребята!

Если выполнено все верно, учитель переходит к выполнению следующего этапа.

2 этап.

Работа над иллюстрацией в цвете.

Теперь мы ребята приступаем к выполнению задания в цвете.

Учитель обращает внимание на роль цвета для передачи характера героев сказки, их настроения.

Ученики работают над рисунком самостоятельно. В это время учитель ходит по классу и, если у детей возникают вопросы и просят помочь, педагог отвечает на вопросы и при необходимости помогает.

Подведение итогов, выставление оценок.

Какую сказку мы сегодня иллюстрировали? (Русскую народную сказку Гуси-Лебеди")

Что такое иллюстрация? (Иллюстрация - это изображение, предназначенное для книги.)

Всем ли удалось справиться с заданием? (Ответы детей)

Ученики высказывают свои мнения и впечатления от урока и новой информации.

Выставка работ учащихся.

Заключительное слово учителя. Учитель отмечает более удачные работы, обсуждаются недочёты.

Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.

Выставление оценок.

Организационный момент.

Уборка рабочего места после урока.

Ребята, не забудьте убрать после работы свое место. Оставьте его чистым.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru