Цели урока:

Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Продолжить знакомство с видами декоративно-прикладного искусства; учить анализировать художественные особенности произведений народных промыслов. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

Задачи:

Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана. Научить расписывать бумажные силуэты матрёшек в традициях семёновских мастеров. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Оборудование:

Для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт матрёшки, кисти, гуашь.

Для учителя: матрёшки (Сергиев Посад, Полховский-Майдан, Семёнов), шаблон; презентации "О чём говорят матрёшки?"(1) и "Технологическая последовательность изготовления матрёшки"(2).

План урока:

1. Организационный момент

2. Вводная беседа. Игра "Ярмарка”.

3. Изучение теоретического материала по плану 

3.1. У матрёшки дед – японец.
3.2. Первая русская матрёшка.
3.3. Матрёшка – символ материнства.
3.4. Матрёшка – обобщённый образ русской красавицы.
3.5. Знакомство с технологией изготовления и росписи матрёшки.
3.6. Матрёшка – символ русского народного искусства.
3.7. Традиционные матрёшки и их отличительные особенности.
3.8. Современные авторские матрёшки.

4. Физкультминутка "Мы матрёшки”

5. Самостоятельная работа. 20 мин

6. Подведение итогов.  

Ход урока

1. Организационный момент

Ты проверь себя, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Всё проверили? Садитесь. 
И с усердием трудитесь! 

2. Звучит песня " Коробейники”

Учитель достает расписной сундучок, приговаривая 

Мы на ярмарке

Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нём расписной.
Вынимаем напоказ – 
И про него ведём рассказ.

Учитель: Вы, конечно, догадались, почему наш урок начался с этой старинной русской песни. (Обращаю внимание на короб) Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем короб? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

Алый шёлковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока. 
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна кукла в серединке. 
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрёшка). 

3. Изучение теоретического материала

У матрёшки дед – японец. Первая русская матрёшка 

В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла – фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находились ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились и послужили прообразом нашей матрёшки. Она походила на простую крестьянскую девушку, одетую в русский сарафан и передничек. Первая русская матрёшка была выточена токарем В. Звёздочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина. Она состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой по имени Матрёна, очень распространённому в народной среде, а после – ласково Матрёшка.

Матрёна – на окошке 
Под ярким сарафаном,
А вся семья – в Матрёне,
Как в доме деревянном.
Матрёшка – символ материнства

Художественный образ матрёшки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, в этом глубокий смысл популярной игрушки.

Матрёшка – обобщённый образ русской красавицы

Условны форма игрушки, изображение её лица и наряда. Матрёшка выражает предельно обобщённый образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках. 

Технология изготовления и росписи матрёшки 

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. 
По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрёшку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы её поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрёшка готова к росписи.  А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрёшек лакируют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость.

Матрёшка – символ русского народного искусства.

Можно сказать, что матрёшка – самая главная кукла у нас в стране, главный сувенир России. Во всем мире знают нашу матрёшку, хотя ей чуть больше ста лет. Только представьте, что ни Петр I, ни Пушкин матрёшек не знали. За этот сравнительно небольшой исторический период матрёшка стала одним из символов русского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрёшек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семёнове, в селах Полховский Майдан и Крутец. Разнообразие матрёшек было довольно велико. В 1911 году в мастерской насчитывался 21 вид матрёшек только по росписи, не считая размеров и количество вкладышей (изготовляли матрёшек от 2 до 24-местных). В 1913 г. 48-местная матрёшка была сделана для выставки игрушек в Париже. Самая большая матрёшка, высотой в 1 метр, вмещает в себя 70 фигурок.

Подарили мне матрёшку.
Допустила я оплошку:
Разломила пополам –
Интересно, что же там?
Там ещё одна матрёшка,
Улыбается, дурёшка.
Хоть и жаль её ломать,
Буду дальше разбирать.

Традиционные матрёшки и их отличительные особенности

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.

1. Сергиевская (загорская) матрёшка Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Появилась матрёшка в 1920-е годы (г.Загорск, Московская область). Она также наряжена в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. И расписывать стали иначе – локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки.

Взял я в руки кисть и краски,
Стал волшебником из сказки. 
На матрёшке яркий сарафан 
Расписал под Полховский Майдан.

2. Полхов-майданские матрёшки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с желтым. Все объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский – Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её удлинённую форму. Лицо обрамляют "кудри” – подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали "кудри” – чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрёшки. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрёшку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрёшки порой изображают одним чёрным цветом, окружают забавными кудряшками.

Как красят матрёшек в Полхов-Майдане.

Сначала обмазывают фигурки крахмалом, сваренным жидко, как каша.

Игрушки сушат, и они становятся белее снега.

Крахмалят до трёх раз. Краска ложится на такой грунт хорошо, совсем не впитываясь, и нисколько не теряет своей яркости.

Затем пёрышками или кисточками начинают их разрисовывать. Краски эти особые, хозяйственные, анилиновые, которыми окрашивают ткани. Отсюда их пронзительные, яркие цвета.

3. Семёновская матрёшка из города Семёнова, Горьковской области (Семёновский район). Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по – своему. Сочетание красителей (анилиновых), жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты. Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрёшка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, чёрный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют приём "пеструшка”, который делается "тычком”. В этом году знаменитой семёновской матрёшке исполнилось 87 лет. Эти матрёшки отличаются и по форме. Загорская – широкая, семёновская – несколько вытянутая, матрёшка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотнённой головкой. Есть и авторские матрёшки.

Современные авторские матрёшки

В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрёшка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрёшки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрёшки С.В.Малютина. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрёшки, держащей в руках какой-нибудь предмет, в настоящее время дополнился многочисленными вариантами матрёшек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, лукошками, различными ковшами и кувшинами. Художественное решение у современных художников более декоративное, чем иллюстративное. Предметы, которые матрёшки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.  

По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрёшек.

Первыми среди них могут быть названы матрёшки, на фартуке которых изображены памятники архитектуры. Такая кукла-матрёшка  представляет собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места. Популярным является изображение Троице-Сергиевой лавры, памятников древнерусской архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов.

Существуют матрёшки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова. Наряду с пейзажами мастера не пренебрегают и сюжетными изображениями. Для росписи матрёшек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России. Уже в пейзажных композициях чувствуется стремление передать особенности эмоционального склада российского народа. Особенно ярко это проявляется в росписях матрёшек с сюжетными композициями современных художников, например Константина Васильева, с его загадочными образами, символизирующими великую Русь.

Всё большее распространение получают матрёшки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина.

Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрёшки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. Отдельные мастера из Семёнова используют в росписи матрёшек приёмы традиционной хохломской росписи. Всё чаще можно встретить матрёшки "под Гжель”, матрёшки "под Жостово”, матрёшки "под Палех”.

Совершенно новым явлением в росписи русской матрёшки является так называемая политическая матрёшка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрёшек, изображающих современных политиков, носит несколько шаржированный характер. К типу политической матрёшки можно отнести матрёшки, воспроизводящие образцы популярных артистов, спортсменов.

Русская расписная матрёшка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Недаром она привлекает столь пристальное внимание любителей и коллекционеров изобразительного искусства, как в нашей стране, так и за рубежом.

Вопросы на закрепление изученного материала:

Чем вам нравятся матрёшки?

Из каких материалов делали эти игрушки?

Как раскрашивали сергиевопосадские игрушки?

Что символизирует матрёшка?

Какие черты русской красавицы отражены в матрёшке?

Как украшены полхов-майданские матрёшки?

Где расположен букет у семёновской матрёшки? Какие цвета использовали для росписи этой матрёшки?

Я с таинственной игрушкой 
заигралась допоздна,
Разбираю, собираю, 
то их восемь, то одна.

Изобретательные мастера придумывали и новую форму матрёшки, и новые сюжеты. Появились матрёшки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка. 

4. Физкультминутка "Весёлые художники”

Класс делится на 3 группы. С завязанными глазами под мелодию "Песенка о смешном человечке” А. Пахмутовой нарисовать матрёшку всей группой. Непременное условие – с завязанными глазами. Один начинает рисунок, другой продолжает и т. д.  

5. Самостоятельная работа по плану

И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие. Но сначала сконструируем нужную форму. (Вырезаем форму из бумаги, сложенной вдвое) 

Последовательность выполнения работы (Презентация 2)

Обведи по контуру матрёшку.

Нарисовать лицо вам поможет круг.

Нарисуй платок.

Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.

Осторожно нанеси карандашом на лице 2горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная причёска – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрёшка и стала с носиком).

Обрати внимание, как у матрёшки нарисованы руки.

Заполни передний фон сарафана матрёшки букетом цветов.

Раскрась матрёшку. Декоративные цветы, украшающие матрёшку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрёшки.

Учитель: А сейчас создайте образ матрёшки, который вам подскажет ваша фантазия.  

Учитель: Какую матрёшку ты задумал?

– Кому её можно подарить? (маме, другу, подруге, гостям)

По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективном панно и вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет?

6. Подведение итогов

Проходят годы, но матрёшка была и остаётся символом России, радующим и детей и взрослых.

И предпочтенье отдаю
Я, разумеется, матрёшкам.
Цветут в берёзовом краю
Платки их красные горошком,
И лица милые круглы… 
В глуши родившиеся дети,
В другие дальние углы
Распространились на планете.

(К.Ваншенкин)

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru