Творческая работа: Повтори за мастером приемы послойного жостовского письма (росписи). Упражнение-эксперимент. 
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам жостовской росписи (гуашь, кисти).
Основные цели и задачи урока
1. Содействовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися росписи жостовских подносов.
2. Раскрыть детям секрет послойного жостовского письма.

3. Развивать у учеников навыки кистевого письма в выполнении ими художественно-творческой задачи на повтор.


Примерный ход урока


1. Беседа «В жостовском подносе все цветы России». Русские лаки: традиции мастерства. Знакомство с росписью подносов, представленных в учебнике, и выслушивание ответов учащихся на вопросы (с. 15).
2. Сообщение учителя о рождении цветка розы в жостовском букете: в гостях у мастеров Т. Шолоховой и М. Лебедева (У., с. 16—17, Т., с. 6).
3. Эксперимент: рисование кистью веточки и цветка лилии при соблюдении последовательности жостовского письма (так, как показал мастер) в творческой тетради (с. 7).
4. Итоги: выставка рисунков, ученики-«искусствоведы» дают оценку выполненным работам, делая акценты на том, насколько убедительно в кистевой росписи отражены особенности послойного жостовского письма.

      Эпиграфом, своеобразным зачином ко всей работе учителя по ознакомлению младших школьников с искусством создания жостовского подноса, может служить точка зрения ведущего искусствоведа в области изучения народного искусства М. А. Некрасовой. О своеобразии народного восприятия мира мастерами Жостова она пишет: «Их роспись покоряет широким разливом цвета, ассоциативностью образов, проникнутых лирико-эпическим началом. Мотив цветов приобретает выражение народного образа цветущего сада. Полыхание цветов из черной глубины, угасающее к краям и накаленное, насыщенное к центру, переносит в мир чудесного, в мир народных поэтических представлений, слитых с ощущением реальной земной плоти мира. Любовь к цвету, отличающая русскую традицию, здесь соединилась с конкретным мотивом цветка, что имеет свои глубокие корни в крестьянском искусстве». (Некрасова М. А. Современное народное искусство / М. А. Некрасова. — Л., 1980. — С. 27. Далее ссылки на это издание.)
      После того как учащиеся рассмотрели цветы на подносах и ответили на вопросы в учебнике (с. 15), они знакомятся с особенностями послойного жостовского письма.
      Один из вариантов рассказа учителя о рождении розы в жостовском букете может быть таким. Попробуйте погрузить учащихся в созерцание красоты жостовских букетов и поразить их тем, как много в них роз! Роза — королева цветов. И в букетах жостовских мастеров она всегда в центре. Цветок розы самый большой и пышный. Его лепестки переливаются множеством нежных оттенков розового, белого, кремового, алого. Но не сразу на подносе появляется такой царственно прекрасный цветок розы во всем своем великолепии неувядающей свежести, чтобы притягивать взор зрителя и манить к себе, в глубину черного бархатного фона металлического подноса. О том, какой интересный и длительный путь совершает изображение розы, прежде чем предстать в жостовском букете, ребятам помогут понять росписи Татьяны Шолоховой, художницы Жостовской фабрики (У., с. 16—17). Во время объяснения третьеклассники рассматривают этапы росписи подноса в учебнике (с. 16—17). Эти работы Т. Шолохова выполнила на настоящих подносах для показа школьникам. Основная мысль рассказа сводится к следующему описанию.
      От первого прикосновения кисти, насыщенной смесью оранжевого с белилами, на гладкой, безукоризненно отшлифованной металлической поверхности подноса возникает бледный силуэт крупного цветка. В нем нет еще множества лепестков, яркости цвета. Мастер просто обозначил место, где будет расцветать роза. Эти первые мазки в жостовской росписи называются замалевок. Но, оказывается, таким силуэтом цветок останется на стадии замалевка ненадолго. Мастер готовит иссиня-зеленую смесь и лепит кистью форму лепестков. Затем пишет листья и стебель.
      Тенежка (созвучно слову «тень») — следующий слой в жостовской росписи. На этапе тенежки мастер прозрачным слоем краски накладывает тени. Но тени эти не простые, а цветные: для розы — густо-красный цвет, для листьев — темно-синий. Красные, синие и зеленые тона почти полностью закрыли белесый подмалевок. Роспись приобрела жгуче-яркое звучание. Цветок и листья погрузились в глубину фона.
      Прокладка — самый ответственный этап жостовского письма. Мастер проявляет, уточняет, высветляет форму цветка, листьев. Лепестки розы набирают силу, становятся тонкими, изящными. Кисточку насыщают яркими красками, смешанными с белилами.
      Теперь, когда роза почти ожила, остается выявить всю силу света, вплавить блик в цвет лепестка. Розовой краской с обильной примесью белил мастер завершает лепку формы. Эта стадия письма — бликовка. Мастер пишет азартно, вдохновенно. Ритм и характер мазка меняются: на листья светлые блики наносятся в форме своеобразных долек; на розе блик то одним мазком высветляет край хрупкого лепестка, то несколькими ударами освещает почти всю его поверхность.
      Для завершения рисунка розы с листьями осталось совсем немного. Мастер берет тонкую и длинную специальную кисть, обильно насыщает ее светлой краской. Тонкая кисточка словно порхает над подносом. Вот она коснулась листьев, и появился живой трепет прожилок, обозначился кружевной край листочка из глубины затемненного пространства. В центре чашечки цветка розы очертились семенца. Этот прием стремительного музыкального ритма росписи называется чертежкой. Окончательно связать букет в одно целое, соединить его с фоном, придать росписи особую легкость и изящество помогает привязка — рисование тонких травинок, усиков. Они заполняют оставшиеся промежутки между цветами и листьями.
      Этот рассказ учитель может варьировать, импровизировать, взяв (как и авторы) за основу описание работы потомственного жостовского мастера В. Д. Кледова, записанное исследователем искусства Жостова Б. И. Коромысловым (см. список рекомендуемой литературы). С каждым новым возвращением к описанию системы послойного жостовского письма в каждом последующем классе будут возникать все новые и новые варианты беседы.

      Краткий справочный материал

      Особенности жостовского письма. Одна из особенностей жостовского письма — мера реального и условного в цветочной композиции. Этот выразительный прием — сочетание реального и условного — присущ и другим творениям народного искусства, например сказкам, былинам. Как же проявляется этот прием в росписи? Художник в изображении реального цветка усиливает орнаментальный, декоративный характер образа. Для тех же цветов, которым нет прямой аналогии в природе, художник находит убедительное правдоподобие. В изображении крупных цветов розы и георгина, которые легко узнаются, мастер подчеркивает декоративную звучность цвета, ритмическое расположение лепестков. Одновременно в композицию могут быть включены и цветы, которые хотя и созданы фантазией художника, но переданы правдоподобно. Мера реального и условного, подлинного и вымышленного проявляется и в том, как мастер освещает цветы в декоративном букете. Он не следует реальному направлению света от одного источника. Свет освещает букет с разных сторон так, чтобы выявить главное, создать настроение и колорит, связать изображение с фоном, поверхностью подноса. Сопоставьте реальное и условное освещение букетов на подносах мастеров Н. Мажаева и М. Митрофановой.
      Особенности жостовского письма заключаются и в точно найденных соотношениях крупных и мелких цветов, в ритме цветовых пятен и основных линий. Эти важные качества композиции проявляются в росписи на первом этапе — замалевке. Во время работы мастер постоянно вращает поднос на колене. Это позволяет сделать выразительный мазок, подчинить его общему ритмическому строю росписи. Одновременно глаз художника корректирует с многих точек зрения соотношения цветочных силуэтов между собой и свободным фоном. И наконец, вся система жостовского письма служит для связки декоративной росписи с сущностью вещи, ее поверхностью, с подносом, оформленным орнаментальным бортиком. Не нарушая плоскостности изображения, художники Жостова создают впечатление условной глубины и объемности, умеют заставить фон подноса не просто быть глухим задником, а как бы окутывать и поглощать изображение. (По материалам кн.: Богуславская И. Я. Искусство Жостова / И. Я. Богуславская, Б. В. Графов. — Л., 1979; а также: Основы народного и декоративно-прикладного искусства: учебно-методический комплекс средств обучения. Вып. 3. Жостовские подносы: слайд-фильм, сопроводительный текст, методические рекомендации / сост. Т. Я. Шпикалова. — М., 1992.)

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru