Творческая работа: Укрась цветочной росписью поднос. 
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам жостовской росписи (гуашь, кисти).
Основные цели и задачи урока созвучны предыдущему уроку. Уточняются и углубляются знания о последовательности выполнения художественно-творческой задачи: формировать представление об общности художественных приемов цветочной росписи в разных центрах народного творчества.

 

Примерный ход урока

1. Путешествие в прошлое. «Жостовский поднос и его хозяин» (У., с. 18—19). Искусство росписи по металлу. Традиции Жостова.
2. Беседа о сходстве и различиях в приемах кистевой росписи мастеров Жостова и Городца.
3. Проговаривание учащимися состава своей композиции цветочной росписи на подносе и приемов ее выполнения. Самостоятельная работа на отдельном листе (У., с. 19) или в творческой тетради (с. 9).
4. Итоги: обсуждение художественных удач школьников при анализе их эскизов росписи подносов; выводы учителя о том, что следует учесть во время работы над подносами на уроках художественного труда.

      Урок начинается с увлекательного путешествия. Перед третьеклассниками предстают картины жизни и быта, связанные с добрым и красивым обычаем на Руси — чаепитием (см. иллюстрации в учебнике (с. 18—19) и справочный материал к уроку).
      Для активизации детского творчества и решения третьеклассниками художественной задачи на вариации мотивов жостовского букета желательно обратить внимание на сходство и различие в приемах кистевого письма мастеров из разных центров народных художественных промыслов. Приведем один из примеров сопоставления приемов жостовского письма с приемами росписи Городца.
      Так, уже начало росписи цветка розы с замалевка намного расширяет представление младших школьников о роли пятна как выразительного средства. Ранее они знакомились с этим изобразительным приемом в росписи городецких изделий. Городецкие мастера с первого мазка стремятся получить почти окончательный декоративный эффект. Пятно цветка купавки, или розана, дорабатывается лишь приемом темной и светлой оживки. Совсем другие возможности мазка в жостовской росписи. В свободном мазке кистевой росписи жостовский мастер как бы чего-то не договаривает, оставляет за собой право произвести доработку цветка. И учащиеся пробуют также начать свой неторопливый рассказ кистью о красоте декоративного цветка, но так, чтобы было что досказать о нем кистью и на следующих этапах работы.
      Значительно расширяются представления учащихся о значении цветной линии в усилении выразительности образа. Вновь стоит обратиться к сопоставлению белой линии в городецкой росписи и в жостовской живописи. Четкий ритм белых бусинок-точек, штрихов и дужек на городецких цветах завораживает, вносит свет и усиливает мажорность цветочной росписи. В жостовских букетах есть множество цветных линий самого разного оттенка (розовые, голубые, бледно-желтые, светло-зеленые — всех оттенков не перечислить). И эти легкие линии-чертежки придают особую воздушность и трепетность растениям в букете.
      В творческой игре элементы послойного жостовского письма могут натолкнуть ребят на эксперимент с художественными материалами и поиск выразительных средств для воссоздания образа цветка.

      Краткий справочный материал

      Жостовский поднос и его хозяин: «Чаепитие дома», «Чаепитие в трактире». Слова «поднос», «самовар», «чаепитие» невольно вызывают в нашей памяти сцены из размеренной жизни россиян прошедших столетий. Чай на Руси умели и любили пить. В книге Василия Белова «Лад» читаем: «В хоромах купцов Строгановых почетного гостя поили заваренной „травкой"... которая, по свидетельству историков, даже на столе царя Алексея Михайловича бывала не каждый день. От Соли Вычегодской начал свое торжествующее хождение по Руси этот дивный восточный напиток. Чай, по-видимому, сильно потеснил в русском быту сбитень, а также плодовые и ягодные напитки, хотя с квасом ему трудно было тягаться. За короткий исторический срок чаепитие на Севере Руси настолько внедрилось, что самовар стал признаком домашнего благополучия и выражением бытовой народной эстетики. Он как бы дополнял в доме два важнейших средоточия: очаг и передний угол, огонь хозяйственный и тепло духовное, внутреннее. Без самовара, как без хлеба, изба выглядела неполноценной, такое же ощущение было от пустого переднего угла, либо от остывающей печи». (Белов В. И. Лад: очерки народной эстетики / В. И. Белов. — С. 166.)
      Не удивительно, что «расписные и нарядные подносы, производимые сначала в Нижнем Тагиле, а затем и в Жостово, быстро стали необходимой принадлежностью при чаепитии. Каких только форм не имели подносы: гитарные, крылатые, восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые... Тогда же возникла и определенная иерархия форм и размеров подносов: „скатертные" в размер стола, круглые и овальные поменьше, квадратные чайные, маленькие закусочные, треугольные для угловых столиков и, наконец, детские». (Наше наследие. — 1991. — № V (23). — С. 155—159.)
      Потчевать чаем гостеприимно, радушно было принято не только в домах, но и в трактирах. Живо представить себе интерьер одного из извозчичьих трактиров и то, как чаевничали в то время, помогает картина Б. М. Кустодиева «В трактире» (У., с. 18).
      О постоянных посетителях одного из московских трактиров и рассказывает картина Б. М. Кустодиева. Извозчики неторопливо и с достоинством пьют чай. Половые сбились с ног, поднося все новые чайники с кипятком. Один из них несет чайники на подносе по всем правилам: он держит его на пяти пальцах вытянутой левой руки, голова откинута чуть назад, грудь выставлена. На стойке буфета не случайно видны среди снеди свинина и жирная колбаса: извозчики с холоду любили то, что пожирнее. В бытовую картину как составная часть включен великолепный натюрморт из нескольких рядов фарфоровых расписных чайников, больших и маленьких; рядом, на стене, — расписные гитаровидные подносы.
      От всего увиденного на картине веет уютом и радушием. Это и тепло духовное, отраженное в свете лампады перед иконой, озаряющем строгие черты лиц извозчиков. Это и тепло большого застолья, во время которого размеренно чаевничают гости московского трактира.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru