Творческая работа: Упражнение-эксперимент. Нарисуй с натуры натюрморт «Славный урожай». 
Вид изобразительной деятельности: Рисование с натуры (гуашь, акварель, кисти, цветные карандаши).
Основные цели и задачи урока
1. Создавать условия для восприятия учащимися эстетического и нравственного смысла художественного воплощения идеи плодородия земли.

2. Развивать у детей способность эмоционально-ценностного восприятия и оценки натюрморта как одного из жанров изобразительного искусства.
3. Развивать у учащихся наблюдательность, умение видеть богатство и разнообразие даров природы, желание и способность передать их красоту в рисунке.
4. Совершенствовать работу с учащимися по овладению графическими, живописными и композиционными навыками. Углублять представление третьеклассников о форме, объеме предметов, способах колористического решения натюрморта, светотеневой проработки, средствах композиции.


Примерный ход урока


1. Рассматривание детьми многообразия осенних плодов в природе и в произведениях художников (У., с. 20—22).
2. Углубление представлений учащихся о жанре натюрморта.
3. Выявление третьеклассниками приемов и способов создания иллюзии объемности на плоской поверхности листа (У., с. 20— 21, Т., с. 11).
4. Выполнение учащимися рисунка натюрморта из овощей и фруктов с использованием одной из предложенных композиционных схем (У., с. 22, Т., с. 10).
5. Итоги: коллективное обсуждение творческих работ и любование ими. Выслушивание суждений авторов творческих композиций об избранных ими способах воплощения замысла.

      Этот урок должен способствовать открытию учащимися нового в уже давно знакомом и привычном.
      Действительно, каждому известен вкус многих овощей, фруктов. Кто-то знаком с тем, как ухаживать за овощными грядками. А на этом уроке перед третьеклассниками дары природы предстанут в качестве героев художественных произведений.
      В учебнике (с. 20—22) и творческой тетради (с. 10—11) учащиеся рассматривают натюрморты И. Машкова, З. Серебряковой, П. Кузнецова, В. Серова, В. Стожарова, В. Рохлина. Это очень разные произведения, но объединяет их то, что в каждом из них изображены плоды земли-матушки.
      Любуясь овощами и фруктами на выставке, предварительно устроенной в классе, дети отметят достоинства, за которые художники запечатлели плоды на своих натюрмортах. Третьеклассники выскажут собственные чувства в отношении созданных художественных образов.
      Параллельная работа по наблюдению натуральных объектов в природе и знакомство с их изображением в художественных произведениях раскроют детям смысл пословиц «Каждый плод свою землю знает» и «Всяк молодец на свой образец». Здесь важно обратить внимание ребят на то, что на нашей земле удивительно разнообразные климатические условия. В каждом ее уголке — своя, особенная природа, потому и урожай в каждой отдельной местности часто сильно отличается от урожая в другой. Не случайно и натюрморты художников, живущих в разных регионах, не похожи один на другой. Желательно, чтобы учащиеся привели примеры своеобразия плодов своего края на материале творчества местных художников.
      Продолжая знакомиться с композициями, учащиеся углубляют свои представления о натюрморте. Поиск ответов на вопросы в учебнике (с. 20—21) побуждает детей к целенаправленному наблюдению, сравниванию объектов в природе и их изображений с натуры на картинах. Учитель побуждает учащихся заметить, как цвет предмета зависит от освещенности, как солнечный свет влияет на цвет теневой поверхности, и предлагает подумать, какие краски следует смешивать, чтобы создать иллюзию реального изображения (У., с. 23).
      Машков в своих натюрмортах воссоздавал не только полновесность формы и яркость цвета предмета, но и вещную выразительность хорошо организованной постановки. Его образы вещей покоряют своей чувственной красотой, необычной телесностью, экспрессивной радостью жизни, красочной гиперболичностью, монументальностью, величавым декоративным ритмом. Художника влекло многоцветье, праздничность мира в самых звонких, радостных проявлениях: радующая глаз снедь, роскошно-зрелые фрукты.
      Для натюрмортов З. Серебряковой характерна тяга к уравновешенности композиции и осязаемо-чуткой лепке объемов, точности и лаконичности рисунка. Эти черты формировались под воздействием искусства итальянских мастеров XVI—XVII вв. и традиций творчества А. Г. Венецианова. Натюрморты Серебряковой хорошо воспринимаются зрителем. Художник тонко чувствует форму и любуется ею, что наполняет работы изяществом, светом, добротой.
      Натюрморт П. Кузнецова отличает мерцание колорита, ритм, мягкие переходы от одного тона к другому, легкие и прозрачные тени. Не менее интересны и рассматриваемые на уроке натюрморты других художников.
      В учебнике (с. 23) учащиеся рассматривают приемы выявления освещенности, объема, округлости с помощью акварели и гуаши. Внимание детей акцентируется на том, что рисунок (контур) предмета не закрашивается одной-двумя красками, а изображение «лепится» множеством цветных пятен, каждый раз вновь найденным на палитре цветом. Для освещенной поверхности предмета следует подбирать более светлые и холодные оттенки. Важно знать, что цвет в тени — это не просто та же краска, что и на свету, но более густая. Для передачи теневой поверхности предмета, нахождения ее нужных оттенков в основной цвет следует добавить краски более темные (только не черные) и теплые.
      Выразительность рисунка часто зависит от способа наложения цветовых пятен. В одних случаях (в акварели) при письме цветные мазки располагаются так близко, что происходит их слияние (прием «вливания цвета в цвет»): между мазками нет резких границ, а смешение соседних мазков расширяет цветовую палитру рисунка. В других случаях мазки накладываются отдельно друг от друга (прием «раздельный мазок»). Мазки могут быть точечными (от легкого прикосновения к бумаге кончика кисти), удлиненными, дугообразными, расположенными по форме предмета или в одном направлении.
      В творческой тетради (с. 11) учащиеся выполняют упражнения на светотеневое решение фруктов разными способами — акварелью или гуашью. Эти упражнения подготавливают ребят к творческой работе над композицией натюрморта «Славный урожай» (У., с. 23, Т., с. 11). Натурная постановка необычна. Перед нами предметы с выставки овощей и фруктов, организованной в классе. Их множество, они красиво расположены на подносах, в корзинках, часть из них лежит на столе россыпью. Среди плодов желательно расположить букеты осенних цветов в вазах.
      Творческие задачи выполнения натюрморта:
      • отобрать 3—5 предметов (на свое усмотрение) из всего множества представленных на выставке и создать натюрморт, используя предложенные композиционные схемы в тетради;
      • передать многоцветность, объемность, освещенность плодов родной земли.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru