Творческая работа: Придумай форму и яркое украшение для своего воздушного змея на основе зеркально-симметричной формы. 
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам народной орнаментики (материалы по выбору).
Основные цели и задачи урока
1. Создавать условия для эстетического восприятия учащимися старинного искусства конструирования и художественного оформления воздушных змеев.

2. Формировать у учащихся способность эмоционально-ценностного восприятия искусства других народов.
3. Развивать художественно-творческие способности учащихся: в восприятии, прочтении и сочинении орнаментальных композиций.


Примерный ход урока


1. Знакомство учащихся с одним из необычных видов старинного искусства — конструированием и художественным оформлением воздушных змеев. Путешествие в историю этого искусства — знакомство с творчеством японских и китайских мастеров (У., с. 24—25).
2. Расширение у детей представлений о зеркально-симметричной основе многоярусного орнамента. Завершение композиционной схемы орнамента, украшающего форму воздушного змея (Т., с. 12).
3. Создание третьеклассниками эскиза воздушного змея и его украшение (У., с. 25, Т., с. 13).
4. Итоги: учащиеся рассказывают о своих идеях художественного решения данной задачи. Напоминаем, что выполненные эскизы нужны будут на уроках художественного труда при конструировании игрушки.

      На этом уроке осуществляется заочное путешествие по тропинкам традиций разных народов — народов России, японцев, китайцев. Цель такого путешествия — расширение у детей представлений не только об уникальности искусства многих народов, живущих на Земле, но и о том, что общего и различного в творениях народов мира.
      Этот урок пришелся на время, когда по народному русскому календарю прошли или вот-вот наступят необычные дни. Артамонов день (25 сентября), когда Артамон последний раз в этом году змей на волю отпускает; Воздвижение (27 сентября) — змеиный день, когда все пресмыкающиеся, в том числе и змеи, «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место и прячутся под землю; Астафьевы ветры (3 октября) — это день, когда «ветряк дует всяк». (См. справочные сведения в методическом пособии по художественному труду.)
      К этой осенней поре и готовят свои причудливые забавы мастера воздушных змеев. И хотя в разных краях и странах происходит это не в одно время, все же такая забава знакома и любима многими народами.
      Рассматривая варианты традиционных форм воздушных змеев (У., с. 24—25, Т., с. 12), дети расширяют свои представления об игре-искусстве.
      Действительно, запуск змея — игра. Но в умелых руках безделушка, доведенная до совершенства, превращается в произведение искусства, имеющее довольно долгую историю. (См. справочные сведения в методическом пособии по художественному труду.)
      В ходе беседы внимание детей вновь обращается к изображениям воздушных змеев, к их необычной форме, орнаментальному украшению (У., с. 25). Их необычность — в сходстве с формой бабочки, птицы или вазона с цветами. Выбор конструкций для змеев, видимо, не случаен. Для обеспечения большей устойчивости в полете, большей уравновешенности змеев им придана симметричная форма. Узоры на змеях, как и у живых существ, также зеркально симметричны. Даже вазон с цветами имеет две совершенно одинаковые половинки. В творческой тетради (с. 12) дети рассматривают один из вариантов конструкции змея в виде птицы (ласточки) и графическую схему орнаментальной композиции. На схеме четко видны несколько узорных ярусов, форма которых повторяет форму крыльев, туловища, хвоста. Следует обратить внимание детей на то, что, несмотря на множество орнаментальных полос, композиция не распадается на отдельные части, она целостна. Этому способствует сходство орнаментальных мотивов, элементов в каждом из ярусов.
      В этой композиции присутствуют круглые элементы-завитки с усиками. Из них складываются цветочные узоры на крыльях, их ритмический повтор образует узоры на туловище (проводится сравнение с ярусными орнаментами на поверхности змея-«бабочки»). Первое практическое задание выполняется в творческой тетради на с. 12 — завершение композиционной схемы украшения змея-птицы. Важно, чтобы дети обнаружили главную особенность орнаментальных мотивов, образующих узор в разных ярусах. Это упражнение можно выполнять фломастерами.
      Рассматриваемое задание предваряет основную работу по самостоятельному проектированию эскиза воздушного змея (У., с. 25, Т., с. 13).
      При изображении формы следует помнить о ее симметричности, а также о симметричности узоров на ее поверхности. Цветовое решение композиции можно выполнить в контрастной или сближенной гамме. Важно, чтобы и очертания элементов, и цветовые пятна не только повторялись в отдельных полосках, но и перекликались между ними.
      Следует поддерживать всякое проявление оригинальности в детском творчестве, помня о том, что и каждый мастер стремился создать образ змея, не похожий на все предыдущие.

      Краткий справочный материал

      Зеркальная симметрия. Одно зеркало демонстрирует нам симметрию отражаемого и отраженного. Предмет или фигура, которые можно разделить плоскостью таким образом, чтобы одна половина, отразившись в этой плоскости, как в зеркале, совпала с другой, имеет зеркальную симметрию. Симметрия эта, присущая телу человека и телам многих животных, широко применяется и в человеческой практике, определяя форму самых разных вещей — от ложки и вилки до прялки и стула, от настольной лампы до автомобиля и самолета. И это обстоятельство немаловажно для формирования орнаментов, организующих и украшающих поверхности таких предметов. <...>
      Зеркальная симметрия способствует впечатлению уравновешенности и покоя, так как она делает полярные направления (в обе стороны от плоскости симметрии) равноценными для нашего взгляда. <...> И в орнаменте применение зеркальной симметрии связано с тем же ощущением равновесия и покоя. (Юный художник. — 1986. — № 3. — С. 84—85.)
      О чем рассказали воздушные змеи. Воздушные змеи появились очень давно — больше двух тысяч лет назад — в Китае. Им придавали форму дракона и раскрашивали яркими красками. Это неудивительно — ведь дракон в Китае считается священным животным.
      Воздушных змеев запускали во время праздников, торжественных церемоний; без них не обходилось ни одно веселье. Они пользовались большим почетом. Существовала даже наука о воздушных змеях. Находились смельчаки, которые пытались подняться в воздух на огромном воздушном змее. Но, увы, неудачно. Змеи совсем не поднимались.
      А вот для устрашения врагов во время сражения воздушных змеев научились использовать быстро. Делали огромного, страшного змея в виде дракона или какого-нибудь сказочного чудовища, во время боя запускали его над войском противника. Даже самые отчаянные храбрецы не выдерживали, когда вдруг перед ними появлялось эдакое страшилище.
      В 908 г. русский князь Олег осаждал город Константинополь. По его приказу было сделано много змеев в виде всадников и пеших воинов. Представьте себе ужас константинопольцев, когда они вдруг увидели, что на них прямо с неба опускается несметное русское воинство...
      Но змеев использовали не только для сражений. Когда они впервые появились в Европе, здешние ученые быстро нашли им применение. Например, один англичанин поднял при помощи змея на большую высоту термометр и обнаружил, что наверху воздух холоднее, чем внизу. Другой ученый, американец Франклин, поднял при помощи змея свои приборы почти до облаков и доказал, что молния — явление электрическое. А русскому ученому М. В. Ломоносову при помощи змея удалось даже «поймать молнию». Использовали змеев и для спасения терпящих кораблекрушение. Если большие волны мешали подплыть к тонущему судну, чтобы взять его на буксир, специальный канат доставляли на него с помощью змея.
      Первый фотографический снимок Земли с высоты птичьего полета тоже был сделан при помощи змея. Очень помог змей изобретателям радио — Попову и Маркони. Они прикрепляли к змеям антенны своих приемников и поднимали их на очень большую высоту. Таким образом удалось установить радиосвязь даже между Европой и Америкой. Наступило время, когда воздушные змеи стали одними из самых главных помощников человека.
      Но вот самую свою заветную мечту — подняться на змее в воздух — людям никак не удавалось осуществить до тех пор, пока в Германии не появился человек по имени Отто Лилиенталь. Вот ему-то и удалось построить такого змея, на котором в 1891 г. впервые человек поднялся в воздух. Змей Лилиенталя был уже мало похож на привычные нам воздушные змеи. Он напоминал самолет, а сам Лилиенталь называл его «планер». Прошло время, и другие люди усовершенствовали планер Лилиенталя, установили на нем мотор с пропеллером — так появился первый самолет.
      Существует несколько разновидностей змеев.
      Самая большая группа — это конструкции с неподвижными, жестко фиксированными крыльями. К ним относятся так называемая форма ласточки, а также изображения героев легенд и сказаний.
      Другая группа — змеи с подвижными крыльями, которые делают отдельно от каркаса и только перед запуском закрепляют на нем.
      Еще одна разновидность — плоские змеи, имеющие форму веера, корзины с цветами, иероглифов. К ним прикрепляется длинный хвост, необходимый для обеспечения равновесия летающих конструкций.
      Самая сложная форма — это большие объемные змеи. Наиболее характерны для этой группы многометровые драконы. (Юный художник. — 1986. — № 3; Трамвай. — 1991. — № 8.)

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru