Творческая работа: Нарисуй свой коврик с узором по мотивам народной лоскутной мозаики, включи в его композицию традиционные элементы орнамента «изба», «елочка» и др. 
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам народного орнамента (акварель, гуашь, кисти, фломастеры).
Основные цели и задачи урока
1. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися произведений народного искусства, выполненных из текстильных материалов, — самотканых половичков, лоскутных ковриков.

2. Побуждать учащихся к целенаправленному наблюдению, прочтению ритма, цветового строя, композиционных приемов в многообразных изделиях из текстиля.
3. Расширять представления детей в области цветоведения. Знакомить их с приемами ступенчатого растяжения цвета, нахождения контрастных и нюансных цветовых отношений на примерах тканых, ковровых, лоскутных изделий.
4. Развивать у учащихся композиционное мышление и воображение на основе творческих принципов народного искусства (вариация, импровизация).
5. Совершенствовать работу с учащимися по овладению декоративно-живописными навыками в построении орнаментальных композиций.

Примерный ход урока

1. Знакомство третьеклассников с произведениями традиционного искусства, выполненными из текстильных материалов (У., с. 26—27).
2. Чтение детьми цветовых и композиционных схем для решения ковровых тканых и лоскутных изделий (У., с. 27, Т., с. 14—15).
3. Завершение учащимися изображения коврика в заданной цветовой гамме с использованием приема ступенчатого растяжения цвета от светлого к темному и от темного к светлому (Т., с. 14).
4. Создание третьеклассниками эскиза лоскутного коврика на основе собственного варианта комбинаций цветных квадратов и треугольников (гамма контрастная) (У., с. 27, Т., с. 15).
5. Итоги: прослушивание пояснений авторов композиций к выполненным схемам и найденному цветовому решению эскиза, а также к названию коврика. Необходимо обратить внимание детей на выразительность, декоративность в разработке эскизов.

      Название темы урока должно подвести детей к пониманию того, что, подобно разнообразию форм в огромном и безмерном мире природы, нет предела и творениям рук человеческих. Самые обычные вещи, окружающие нас, созданы мудростью людей, пронизаны их любовью к красоте в природе и выражают их органическую связь с ней.
      И как бы фантастичны ни были выдумки человека, в каждой из них — его представление о мире, о жизни. Вот и на этом уроке дети узнают о красивых предметах народного искусства, в которых мудрость и выдумка мастериц лоскутной техники находятся в полном соответствии с их жизненными представлениями, с красотой родной природы, так необходимой человеку в повседневной жизни.
      Учащимся предлагается пояснить смысл пословиц (У., с. 26), рассмотреть и обсудить произведения мастериц-рукодельниц, живущих в разных регионах (У., с. 26—27).
      В ходе этой работы следует обратить внимание детей на разнообразие изделий из текстиля, богатство композиционных цветовых решений и приемов реализации замысла. Действительно, среди приведенных в УМК изображений можно увидеть вещи, выполненные и в технике ручного ткачества, ковроплетения, и в технике шитья из цветных лоскутов. Композиция каждой из них красива по-своему: в одних орнамент складывается из ритмически повторяющихся полос, разных по ширине и цвету; в других орнамент образуется на основе повторов разнообразных фигур (ромбов, квадратов, треугольников). По-разному решается и цветовой строй каждой работы. Есть здесь тонкие сочетания оттенков одного цвета или разных цветов, но близких друг другу (голубой, синий, зеленый, лимонно-зеленый...). Часто цветовая палитра состоит из контрастных оттенков (голубой, красный, зеленый, оранжевый...).
      Среди множества рассматриваемых изделий нет одинаковых, но в каждом обязательно сохраняется что-то такое, что живет в искусстве мастеров конкретного региона долгие-долгие годы. Это традиция в выборе элементов для орнамента, это схожие композиционные схемы и, конечно же, излюбленная цветовая гамма и приемы ее создания.
      Первое задание на уроке — практическое — связано с искусством лоскутного шитья. Третьеклассники знакомятся с некоторыми из вариантов основы орнаментальных композиций лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «пила», «грядки». В тетради дети завершают изображение коврика с композиционной основой «колодец» (Т., с. 14).
      Перед учащимися поставлена задача: каждый модуль-квадрат заполнить цветными полосками так, чтобы создавалось впечатление глубины или выпуклости. Для пояснения этого задания следует изучить дидактические таблицы с иллюстрацией приемов ступенчатого растяжения одного цвета за счет постепенного разбела (гуашевыми белилами) или разбавления краски водой, а также рассмотреть образцы ковровых изделий. Важно настроить ребят на то, чтобы цветовая гамма их орнамента напоминала цветовую палитру явлений природы: зеленый луг, морские просторы, небесную глубину, солнечный свет, вспаханную землю, цветущие поля и т. д.
      Второе задание — творческое — основывается на освоении композиционных схем другого порядка. Орнамент складывается из квадратов и треугольников. Дети читают композиционные схемы (Т., с. 15), поясняют, почему они так называются, создают собственный эскиз лоскутного коврика. Задача по цветовому решению усложняется. Предстоит подобрать для орнамента гамму из контрастных цветов. А это значит не просто раскрасить узор разными красками, а постараться достичь их гармонии. Следует детям напомнить о том, что такая гармония множества цветов может быть достигнута путем ритмического повтора элементов одного цвета. Рассмотреть это можно на примерах лоскутных ковриков, а также на дидактических таблицах, иллюстрирующих удачные сочетания двух, четырех и более контрастных цветов.
      Эту работу учащиеся выполняют акварелью или гуашью, хотя в целях ускорения творческого процесса целесообразнее использовать фломастеры.

      Краткий справочный материал

      Цвет и ритм: радуга на полу. Хорошая хозяйка никогда не выкинет старую, выношенную одежду, скатерть или занавеску. Эти вещи могут начать в доме новую жизнь. И для этого хозяйка разрежет тряпки на длинные ленточки, разберет их по цвету и смотает в большие клубки. А когда накопится много таких клубков — и ярких, и темных, и белых, однотонных и пестрых, — женщина садится за ткацкий стан, и вот уже лоскутки складываются в полосы, клетки — перед нами половик. Тканая дорожка тянется через всю горницу от входа к окну, рядом ложится еще одна, еще — и вот весь пол застелен ровными полосатыми половиками. С ними в доме становится теплее, уютнее. По нарядным половикам не пойдешь в грязных сапогах — жалко нарушать чистоту их красок. Поэтому все пришедшие в дом почтительно снимают обувь при входе — и в доме царит чистота.
      В некоторых местах половики делают не из тряпичных ленточек, а из толстых, пряденных из кудели ниток, скорее даже веревок — волокнистых, грубых, неровных. Их окрашивают в разные цвета и ткут клетчатые половики, где чередуются крупные красные, черные, желтые квадраты. Эти половики тоньше и легче, чем сотканные из полосок ткани. Их не раскатывают по всему полу. Хозяйка бросит такую, горящую яркими красками, дорожку от порога к красному углу, и кажется, что она притягивает к себе солнечные лучи. От небольшого куска ткани становится светлее и радостнее в доме.
      Каждый половик имеет свое лицо. Мастерицы делают их в соответствии со своими представлениями о красоте. Но многое зависит и от того, какие есть в доме нитки и лоскутки, какими будут основа и уток ткани. Если найдутся желтые либо розовые катушки, то непременно по краям дорожки, а может быть, и в середине ее ткачиха проложит яркую полоску.
      Но чаще можно увидеть в доме половики с поперечными полосками. Они многокрасочны. Каждый цвет встречается всего два-три раза. Иногда же мастерица через одну-две полосы, как припев в песне, повторяет полоску темно-красного или темно-синего цвета, а между ними цвета располагаются свободно.
      На Севере предпочитали делать полосы широкие, цвета сдержанные, серебристые. А в Средней и Южной России краски половиков горят ярко, пламенеют красным цветом. В тульских половиках огненные красные, оранжевые, желтые узкие полосы перемежаются тонкими линиями других ярких цветов.
      Современное тканье половиков имеет в народном искусстве глубокие корни. Ткачество — это одно из древнейших ремесел. (Маленькие чудеса: сб. очерков о русском народном искусстве / сocт. H. В. Тарановская. — Л., 1981. — С. 96, 99.)

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru