Творческая работа: Нарисуй по памяти, по наблюдению мотивы резного убранства фасада избы. 
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам резного убранства фасада избы (карандаш, перо, фломастер).
Основные цели и задачи урока
1. Дать третьеклассникам представление о том, что крестьянская изба — удивительное явление в народном деревянном зодчестве (на примере построек Русского Севера).

2. Ввести в активный словарь школьников архитектурные термины и понятия: причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупень.
3. Углубить представление учащихся о знаках-символах в народном орнаменте на примере знаков-оберегов в украшении крестьянской избы в процессе выполнения творческой работы.
4. Итоги: на выставке работ учеников располагаем их рисунки в виде улицы деревянных домов. Дети-«искусствоведы» дают оценку «построенным» домам, выделяют те из них, на которых знаки-обереги особенно хорошо охраняют дом. Просим ребят вспомнить, какие украшения фасадов деревянных домов есть в их городе, селе или деревне, где находится школа или где они проводили свои каникулы.


Примерный ход урока


1. Беседа на тему «Крестьянская изба как модель мироздания». Деревянное зодчество России.
2. Работа учащихся на материале изобразительного ряда в учебнике (с. 34—37), помогающая им понять связь красоты и функциональности в архитектурном убранстве крестьянского дома, усвоить архитектурные термины и понятия.
3. Рисование по представлению с опорой на вариацию мотивов знаков-оберегов, отражающих восприятие нашими предками природы и их понимание устройства мира.
4. Итоги: обсуждение работ учащихся, выслушивание их суждений о красоте памятников деревянного зодчества.

      Тема урока связана с формированием у учащихся памяти исторической и культурной. Памятники деревянного зодчества (как и белокаменные храмы) являются гордостью многих музеев-заповедников под открытым небом (например, Кижи; Малые Корелы под Архангельском; Вятославицы под Великим Новгородом и т. д.).
      В учебнике дан иллюстративный материал и вопросы (с. 36—37), помогающие провести яркую и запоминающуюся беседу.
      Зачином увлекательной беседы о деревянном зодчестве может быть высказывание известного археолога, академика Б. А. Рыбакова, обращенное к юным художникам: «...язык орнамента надо понимать... Разглядывая загадочные узоры, воспроизводя их в альбомах, вы будете проникать в секрет владычества орнамента над нашими чувствами — в тайну красоты». (Юный художник. — 1980. — № 2. — С. 17—22.)
    Разгадка тайны красоты архитектурного убранства крестьянского дома кроется в отражении в произведениях народного искусства представления русского человека о мире, «модели» мироздания.
      Примером такого отражения большого мира Вселенной в малом мире повседневного быта может служить жилище крестьянина, верхняя часть его дома. С ним связаны и фигурный конец охлупня в образе коня — слуги солнца, и резное полотенце, и причелины, покрытые многочисленными розетками — символами света, солнца. На причелинах есть и знаки дождя. Эти изображения также связаны с небесным «ярусом» мира.
      На оконных наличниках — мотивы растительного мира, земли (они были и на пилястрах, закрывающих концы сруба). Эти изображения связаны с земным «ярусом» мира.
      В резном декоре городецких наличников, внизу, под окном, можно увидеть изображение русалок-берегинь и ящерообразных львов — фантастических существ, олицетворяющих водную, глубинную стихию.
      Человек, живший в таком доме, оказывался как бы в центре мироздания.
      Во время беседы учащиеся находят на иллюстрациях главные мотивы резного декора, запоминают архитектурные термины и понятия деревянного зодчества (см. справочный материал).
      Подводя итоги этой части урока, желательно обратиться к словам Б. А. Рыбакова об истоках поэтического, мифологического восприятия мира создателей народного искусства в давние времена: «Образы его (народного искусства. — Т. Ш.) восходят к глубокой древности, когда люди совсем не так, как мы теперь, без опоры на завоевания науки, осмысляли мир. И не только осмысляли, но и пытались своим искусством воздействовать на него. Ведь что такое миф? Это поэтическое восприятие природы, неотделимое от заклинания сил, которые, по мнению людей Средневековья, ею управляли.
      Русский человек той поры ощущал себя необходимой частью мироздания (мироздания — вдумайтесь в изначальный смысл слова). Обращение, а значит, и приобщение к могущественным силам природы было для него делом жизненной важности, глубоко духовным актом. Поэтому в изготовление того или иного предмета быта, в его украшение мастер вкладывал всю душу. И, что не менее важно, в своих произведениях он отражал свое представление о мире, творил как бы „модель" познанного им мира». (Там же.)
      Можно надеяться на то, что после беседы, в ходе которой орнамент в архитектурном убранстве крестьянской избы предстает как язык тысячелетий, учащиеся проявят особую тщательность при выполнении творческой работы (У., с. 37, Т., с. 23) над эскизом элемента фасада деревянного дома.
      Подобно истинным русским древоделам, третьеклассники должны наметить пропорционально и выразительно главные части архитектурных объемов: клеть, фронтон. Красиво и функционально нарисовать скаты крыши, причелины, красные окна, наличники. Узоры, как и весь силуэт избы, выполняются графическими средствами. Это облегчит и ускорит выполнение эскиза.

      Краткий справочный материал

      Изба — русское традиционное деревянное жилище срубной конструкции. Термин «изба» происходит от древнеславянского «истьба». Истьбою, истопкою в летописи называют отапливаемый жилой сруб, в отличие от клети — неотапливаемого.
      Конек — горизонтальное ребро, образуемое пересечением двух скатов кровли.
      Охлупень, шелом — выдолбленное снизу бревно, прикрывающее стык тесин безгвоздевой («самцовой») кровли; крепится к коньковой («князевой») слеге деревянными стержнями («стамики», «сороки», «бабайки»). Конец охлупня — комлевая часть, выходящая на фасад дома, украшался изображением коня или птицы.
      Полотенце — вертикальная резная доска, прикрывает стык между причелинами.
      Причелина — доски на фронтоне (при челе, на лице) деревянной постройки, обычно украшенные резьбой; прикрывают торцы слег тесовой кровли и предохраняют их от намокания.
      Сруб — стены деревянного строения, собранные из обработанных бревен, уложенных «в клеть» — одно на другое и соединенных в пересечениях врубками с остатком («в чашу») или без остатка («в лапу»), для чего в нижнем горбе бревна протесывался желоб; щели прокладывали мхом, паклей. Горизонтальный ряд бревен в срубе называется венцом. Сруб издавна служил основной стеновой конструкцией деревянных домов, ряжей — в гидротехнических сооружениях, клетей — в шахтных колодцах и т. д.
      Фасад — наружная, лицевая сторона здания. Различают фасады: главный, боковой, задний; уличный, дворовый, садовый. Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его образа.
      Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, представляющее собой обычно треугольную плоскость, ограниченную по бокам двумя скатами крыши и у основания карнизом. (Юсупов Э. С. Словарь архитектурных терминов.)

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru