Творческая работа: Нарисуй по-своему сказочный терем. 
Вид изобразительной деятельности: Рисование композиции на тему сказки (материалы по выбору).
Основные цели и задачи урока
1. Создавать условия для расширения представлений учащихся о деревянном зодчестве России и эмоционально-ценностного восприятия ими теремной архитектуры.

2. Формировать у детей представления о внешнем убранстве жилища городского типа зажиточных людей — терема.
3. Совершенствовать условия работы учащихся по овладению ими графическими, живописными и композиционными навыками. Знакомить их с контрастами архитектурных объемов и форм.
4. Развивать фантазию, воображение детей.


Примерный ход урока


1. Продолжение беседы о деревянном зодчестве России. Расширение представлений школьников о старинной архитектуре на примере теремных построек (У., с. 38—39).
2. Работа учащихся с литературными текстами, сказками, подготовка ответов на вопросы об особенностях конструкции и декора теремов.
3. Выполнение учениками зарисовок отдельных элементов конструкции дома-терема. Сочинение композиции «Сказочный терем» (У., с. 39, Т., с. 24—25).
4. Итоги: рассматривание и обсуждение сказочных картин, выполненных детьми, анализ тех из них, в которых качество сказочности, необычности передано особенно удачно.

      Вначале следует вспомнить тему предыдущего урока, для этого предлагаются вопросы: с искусством каких мастеров вы познакомились? Что вы можете рассказать о русской избе? С какой целью и как каждый хозяин украшал фасад своего дома?
      Для продолжения беседы детям предлагается прочитать текст в учебнике (с. 38—39), рассмотреть картины с изображением теремных построек одной из разновидностей.
      Теперь можно предложить детям ответить на вопросы об особенностях конструкций домов-теремов, об элементах теремной постройки: крыше, башенках, галереях. Следует обратить внимание учеников на то, что образ терема складывается из гармоничного сочетания множества разновеликих архитектурных объемов: высоких и низких, вытянутых и приземистых, остроконечных и округлых. Особую привлекательность и сказочность придают терему диковинные росписи. Учитель может зачитать образное описание дома-терема русского боярина, героя романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»: «Дом боярина Дружины Андреевича Морозова, на берегу Москвы-реки, отличался особенною красотою. Дубовые бревна были на подбор круглы и ровны; все углы рублены в лапу, дом возвышался в три жилья, не считая светлицы. Навесная кровля над крутым крыльцом поддерживалась пузатыми, вычурными столбами и щеголяла мелкою резьбою. Ставни были искусно расписаны цветами и птицами, а окна пропускали свет Божий не сквозь тусклые бычачьи пузыри, как в большей части домов московских, но сквозь чистую, прозрачную слюду. На широком дворе стояли службы, кладовые, сушилы, голубятня и летняя опочивальня боярина. Ко двору примыкали с одной стороны домовая каменная церковь, с другой — пространный сад, окруженный дубовым частоколом, из-за которого подымались красивые качели также с узорами и живописью. Словом, дом выстроен был на славу. Да и было на кого строить!»
      Учитель предлагает третьеклассникам вспомнить сказки, в которых герои живут в теремах-дворцах, украсно изукрашенных, подыскать яркие образные выражения для описания их архитектурного и орнаментального наряда, разнообразия арок, крыш, башенок, росписи, резьбы.
      В тетради (с. 22) ребята повторяют понравившиеся отдельные элементы архитектурных композиций (крыши, башенки...) и выполняют графические зарисовки фломастером.
      Выполняя творческое задание (Т., с. 23), дети фантазируют на темы сказок, стараясь изобразить терема, не забывая о необыкновенной и сказочной природе, окружающей их.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru