Творческая работа: Выполни наброски по наблюдению птиц, зимующих в твоем крае, в технике акварели «по сырому». 
Вид изобразительной деятельности: рисование по памяти, по представлению (акварель, кисти).
Основные цели и задачи урока
1. Создавать условия для наблюдения детей за живой природой, для эстетического восприятия ими красоты мира птиц, выработки чуткого и бережного отношения к пернатым.

2. Способствовать развитию у учащихся остроты зрительного восприятия (формы, пропорций, цветовой окраски различных птиц), а также выработке умения видеть характерные особенности пернатых.
3. Вырабатывать у учеников навыки акварельной живописи: практиковать освоение техники работы «по сырому».
4. Формировать у третьеклассников живописно-графические умения: в изображении птиц в различных поворотах с передачей их характерной формы, цветовой окраски оперения.
      

Примерный ход урока

1. Беседа о зимующих птицах, о народной традиции заботы о пернатых, о красоте мира живой природы. Обобщение детских впечатлений, связанных с предварительным наблюдением птиц в природе (У., с. 40—42).
2. Знакомство учащихся с техникой акварельной живописи «по сырому» на примере набросков птиц, выполненных художником В. Каневским (У., с. 42, Т., с. 26).
3. Выполнение третьеклассниками быстрых акварельных набросков птиц по памяти в технике «по сырому» (У., с. 41—42, Т., с. 27).
4. Итоги: обсуждение детских рисунков, выявление наиболее выразительных, точных по форме, цвету, легких по живописному исполнению работ.

      Этот урок по времени совпадает с преддверием зимы, когда в живой природе происходят большие перемены. Одна из многих перемен ноября — возвращение в родные края пернатых — снегирей, коростелей, свиристелей на зимовку. В народном календаре существует завещанный седой древностью синичкин праздник — Зинкин день (12 ноября). Третьеклассники знакомы с этим днем еще с детского сада. Поэтому на уроке они сами могут рассказать о птичьем празднике, об обычаях, связанных с ожиданием зимующих пернатых. Стихотворение К. Бальмонта очень точно воссоздает настроение теплой заботы о малых птахах (У., с. 41). Выстраивая беседу об увиденных в природе птицах, следует нацелить ребят на образность речи, на характеристику самых ярких особенностей птиц (у К. Бальмонта — «снегирь смешной и неуклюжий»), пропорциональных соотношений в окраске оперения. Важно также, чтобы дети поделились своим опытом общения с птицами, рассказали, как они помогают им пережить трудную зиму, высказались о том, что особенно нравится в облике пернатых, о своем желании их изобразить.
      Далее работа продолжается по учебнику (с. 40—42). При анализе зарисовок В. Каневского учитель обращает внимание детей на то, как с помощью акварели художник очень метко, точно воссоздает и характер птиц, и их оперение, и ту природную среду, в которой они находятся. Следует предложить детям подумать о том, как мастер достигает плавности цветных переходов при передаче мягких птичьих перьев, легкости изображения пушистого снега на ветвях деревьев.
      Техника акварельной живописи «по сырому» интересна своей кажущейся легкостью, свободой. Работы, выполненные по мокрой бумаге, часто очень приятны глазу и вызывают у зрителя желание создать что-то подобное самому. Однако следует отметить, что эта техника требует определенного навыка, остроты зрения, чувства материала (бумага должна быть в меру мокрой, краска как можно точнее подобрана, кисть в достаточной степени насыщена краской).
      Поэтому в качестве первого задания учащимся предлагается выполнить несколько упражнений (Т., с. 26). Дети рассматривают зарисовки птиц на разных этапах работы художника и завершают каждую из них. Экспериментируя с мокрой бумагой и красками, осваивая через наброски пропорции, форму, подбирая окраску снегирей, третьеклассники готовятся к выполнению самостоятельного творческого задания.
      В творческой тетради (с. 27) на основе наблюдений за пернатыми своего края учащиеся изображают птиц по памяти, используя акварельную технику «по сырому». Важно напомнить им, чтобы эта картина не повторяла изображение на с. 26. Деревья, птицы, их позы на ветках у каждого юного художника должны быть решены по-своему.

      Краткий справочный материал

      Снегириная пора. Ни осени, ни зимы. Предзимье — так называется это время. В народе о ноябре говорят: «Сентябрев внук, октябрев сын, зиме — родной брат».
      Перелетные птицы улетели, на смену им к нам пожаловали зимние гости — гнездари Арктики. Это свиристели, щуры, чечетки и др. На рябине, где вчера еще были скворцы, ныне пришельцы севера — свиристели, по-народному — красава. Птичка размером со скворца, с дрозда. Подпускает хоть на пять шагов, подойди и разгляди: серо-розовые пухлячки с черными козырьками хохолков, с изящной желтой каймой хвоста, с ярко-алыми роговистыми лепестками на крыльях.
      А как нежен тихий свист их напева — серебряные гусли московской зимы.
      И любимцы московской детворы — снегири, спутники столичной зимы. Красными яблочками висят они на любом дереве.
      С детства памятны мотивы их нежных вздохов в великой тишине снежного безмолвия. Недаром это время так и называют — снегириная пора!
      Птицы Арктики прилетают на подмосковную зимовку, а домосед-снегирь не как другие: летом гнездится в глуши леса, а с первым снегом скорей торопится ближе к домам.
      Вещун зимы!
      Ярко на снегу пунцовое перо снегиря — под цвет зари. Все другие зимние птицы на морозе подвижны, суетливы, вертлявы.
      Словно игрушечный шарик на резинке, дергается, кувыркается синичка, неутомимая в поисках насекомых. Не таков снегирь: он усидчив, как рыболов.
      В снеговейные дни, в трескучие морозы, пожалуй, даже приятнее, чем хор соловьев в мае, услышать снегирей.
      В снежных покоях глухозимья мил и дорог их скромный, задушевный напев. Свирель зимы! (В гостях у природы / сост. В. В. Волина. — СПб., 1997. — С. 211.)

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru