Творческая работа: Упражнение-эксперимент на поиск оттенков цвета для тени. Нарисуй с натуры натюрморт из старинных или современных предметов быта. 
Вид изобразительной деятельности: Рисование с натуры (акварель, кисти).
Основные цели и задачи урока
1. Создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия учащимися мира старинных вещей, окружавших человека испокон века.

2. Расширять представление учеников о натюрморте как жанре изобразительного искусства, раскрывающем зрителю страницы истории, культуры, традиций народов, открывающем красоту предметного мира.
3. Углублять знания детей в области цветоведения. Знакомить их с особенностями влияния искусственного освещения на цвет предметов.
4. Совершенствовать условия для овладения учащимися живописными навыками. Добиваться освоения третьеклассниками приемов подбора цветовых оттенков для передачи освещенной и теневой поверхностей предметов при искусственном освещении.
      

Примерный ход урока

1. «Вхождение» детей в предметный мир крестьянской избы.
2. Работа учащихся с художественными произведениями (У., с. 48—49) в жанре натюрморта.
3. Выполнение учениками упражнения на поиск оттенков цвета в тени к заданному набору оттенков цвета освещенных поверхностей (Т., с. 28).
4. Завершение третьеклассниками графического рисунка натюрморта в цвете с учетом искусственного освещения (Т., с. 29).
5. Рисование с натуры натюрморта из старинных или современных предметов быта (У., с. 49).
6. Итоги: обсуждение детских рисунков. Отмечаем, какие из них наиболее привлекательны, достоверны, в каких из них достаточно ярко проявлено творчество и фантазия.

      Этот урок перекликается с уроками 9 и 10 и продолжает серию занятий цикла «Русская изба». Данная тема открывает учащимся внутренний мир избы. Свою беседу учитель выстраивает в зависимости от местных условий.
      Как и на предыдущих уроках, необходимо обратить внимание учащихся на теплоту, одухотворенность и красоту вещей, которыми окружает себя человек. Не случайно эти предметы становятся объектами пристального изучения и изображения художников-живописцев и всегда привлекают внимание современных зрителей. Важно постепенно открывать детям обаяние и красоту старинных вещей, а также учить их видеть, познавать с их помощью обычаи, бытовые и культурные традиции своего народа.
      Натюрморты художников, представленные в учебнике (с. 48—49), включают самые разные предметы, отражают различные состояния, но всех живописцев объединяет желание выразить в картинах любовное и почтительное отношение к предметам, характерным для русского чаепития. Каждый художник находит дорогие для него атрибуты этого обычая, ищет особые приемы их изображения, определяет степень условности, проработанности всех элементов композиции. Рассматривая эти картины, дети узнают и называют изображенные на них предметы. Важно, чтобы ребята сумели находить красоту каждой вещи, а также попытались представить людей, живущих в изображаемой среде.
      Анализ колористических решений, найденных художниками (У., с. 48—49), позволит учащимся понять зависимость цветовой гаммы от вечернего или дневного освещения. Наглядным пояснением особенностей колорита при искусственном источнике света (лампа, свеча, лучина...) послужат рисунки в творческой тетради на с. 28. Очевидно, что цвет свечи придает теплоту оттенкам на палитре и освещенным частям поверхности кринки, тогда как затемненные части круга-палитры и сосуда приобретают холодную цветовую гамму.
      Закрепить полученные знания на практике учащимся поможет упражнение по подбору холодных оттенков цвета к заданной гамме освещенной поверхности круга (Т., с. 28). Это упражнение подготовит детей к выполнению творческого задания в творческой тетради (с. 29) или на отдельном листе.
      Прежде чем приступить к цветовому решению заданного изображения натюрморта со светцом, следует:
      • внимательно рассмотреть его;
      • назвать предметы, составляющие композицию;
      • обозначить общий колорит будущей картины;
      • пояснить линии, расположенные на освещенных поверхностях предметов (справа);
      • уточнить, что значат линии, отходящие от предметов слева;
      • рассказать, с помощью каких деталей можно дополнить или изменить композицию.

      Краткие справочные сведения

      О чем звенит самовар. Формы и объемы самоваров были бесконечно разнообразны. Вычищенный речным песком до солнечного сияния самовар превосходно гармонировал с деревом крестьянского дома, с его лавками и посудниками, полицами и чаще некрашеными шкафчиками. Шумящий, кипящий самовар и впрямь как бы оживал и одухотворялся. Странная, вечная взаимосвязь воды и огня, близость к человеку и того и другого делали чаепитие одним из отрадных занятий, сближающих людей, скрепляющих семью и застолье.
      Вот брякнула дужка ведра, зашумела выливаемая в самовар вода! Затем почуялся запах березового огня, вот в колене железной трубы, соединяющей самовар с дымоходом, загудело и стихло пламя! Через три минуты все это медное устройство начинает шуметь, как шумит ровный летний дождь, а через пять минут затихает.
      Вода кипит ключом, в дырку султаном бьет горячий пар. Самовар уносят на стол... (Белов В. Лад: очерки о народной эстетике. — С. 167.)
      Квашня — посуда для заквашивания теста, глиняная или деревянная. Квашня, будучи предметом утилитарного назначения, в то же время считалась символом плодородия, плодовитости, производящей силы.
      Светец (светило, светильник, светильня) — приспособление для держания горящей лучины. Светцы имели различную форму и величину. Большим разнообразием отличались стоячие светцы, полностью выкованные из железа и склепанные из железных стержней и полос, рассчитанные на несколько лучин. Рисунок светца был неповторим благодаря большой вариативности всевозможных спиралей и завитков, украшавших осветительный прибор.
      Скамья — приспособление для сидения и сна. Представляет собой доску на четырех ножках или заменяющих их двух досках. Скамья использовалась в том случае, когда не хватало места на лавках. Тогда ее приносили из сеней, приставляли к столу или лавке.
      Столешник — скатерть. Ткань для покрытия стола. В крестьянской среде скатерти изготавливали из домотканого как простого полотняного переплетения, так и выполненного в технике бранного и многоремизного ткачества.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru