Творческая работа: Упражнение-эксперимент с белой краской на передачу образа заиндевелых растений. Нарисуй по памяти, по наблюдению зимний пейзаж в графике «Заснеженные деревья (или ветки, кусты)». 
Вид изобразительной деятельности: Рисование по памяти, по представлению (тушь, перо, белая гуашь, кисти).
Основные цели и задачи урока
1. Способствовать развитию у учащихся эмоциональной отзывчивости и эстетической восприимчивости к явлениям зимней природы, к произведениям искусства.

2. Расширять представления детей о графике как одном из видов изобразительного творчества. Раскрывать возможности графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой.
3. Развивать у учащихся графические и композиционные навыки: в передаче ажурности, декоративности заснеженных, заиндевевших деревьев, трав, кустов.


Примерный ход урока


1. Беседа о меняющейся каждый день зимней красоте в природе; об образе природы на зимних пейзажах вернисажа (У., с. 43—47).
2. Работа с детьми по графической композиции А. Кравченко «Зима». Подготовка учащимися ответов на вопросы (У., с. 50).
3. Экспериментирование с белой краской. Создание третьеклассниками образов зимних растений в самостоятельных творческих работах (У., с. 51, с. 31).
4. Итоги: просмотр и обсуждение детских работ в классе. Выявление изящных, тонких, выполненных с любовью рисунков.

      Урок приходится на начало зимы, когда изменения в природе особенно ощутимы, и потому наше зрение и внимание особенно чутко реагируют на новизну в окружающей природе. Как будто заново видишь и удивляешься пушистому снегу, серебристому инею, поседевшим деревьям. Дети делятся впечатлениями по поводу своих наблюдений за зимними переменами, рассматривают картины на вернисаже (У., с. 43—47), рассказывают об увиденном, пытаются высказать главную идею произведений и пояснить, какими художественными средствами пользовались авторы.
      Особое внимание детей учитель обращает на графическую композицию А. Кравченко «Зима», помогая им почувствовать ее изящество и раскрыть, в чем состоит секрет такой завораживающей привлекательности композиции. Следует нацелить детей на пристальное разглядывание зимнего таинственного царства. Рассмотрите, из чего складывается композиция — это игра, переплетение ажурных плоскостей разных растений, пышных пальм, диковинных папоротников.
      Отвечая на вопросы (У., с. 50; Т., с. 30), дети пристальнее всматриваются в причудливые изображения, находят в них тонкие, плавные, волнистые и спиралевидные линии, точки, звездочки, солнышки и т. д. Вот из такого набора множества декоративных разделок под рукой графика могут складываться самые разные картины природы. Сочетания их могут быть самые необычные. Обратите внимание детей, например, на работу Д. Шмаринова «Зимой» (У., с. 51). Такая динамичная картина, передающая состояние лунного зимнего пейзажа, характеризуется контрастами округлых крон деревьев и пучков прямых линий, расположенных особым образом.
      Она поражает и восхищает зрителя удалью русской зимней тройки с колокольчиком.
   А вот работа В. Прибыткова «Окраина в снегу» отражает спокойствие, размеренность жизни небольшого городка с помощью равномерного чередования горизонтальных и вертикальных линий. Здесь зима предстает в привычном обличье, нет ни загадочности, ни  сказочности.
   Учащиеся уже работали одной только белой краской во 2 классе, им знакомы некоторые приемы создания декоративных изображений. Теперь задача усложняется — важно передать хрупкость зимних растений, хрустальность зимнего парка, аллеи или рощи, возможно, и заиндевелость зимних цветов.
      Дайте детям волю в проявлении творческой фантазии.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru