Творческая работа: Создай свой эскиз украшения из бисера, включи в него знаки-символы, созданные народными мастерами для украшения одежды народов Крайнего Севера. 
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам народного орнамента (материалы по выбору). 
Основные цели и задачи урока
1. Познакомить детей с разнообразием орнаментальных мотивов в украшении зимней одежды у разных народов.

2. Дать представление учащимся об особенностях построения сетчатых орнаментов.
3. Раскрыть значение знаков-символов в орнаменте народов Севера. Обратить внимание детей на связь функции и красоты в художественном изделии, на то, что природа служит для народного мастера источником вдохновения при создании традиционной одежды и орнамента.
4. Развивать у школьников воображение в процессе решения ими творческой задачи на импровизацию.
5. Формировать у третьеклассников живописно-декоративные навыки: в эскизе украшения из бисера.
      

Примерный ход урока

1. Беседа о красоте орнамента в традиционной зимней одежде разных народов мира, Крайнего Севера, о связи функции и красоты в художественном изделии (У., с. 52—54, Т., с. 32—33).
2. Знакомство детей с композиционными схемами сетчатого орнамента вязаных изделий (варежки, перчатки).
3. Проведение учениками сравнения традиционной одежды народов Севера (саами, финны, ханты, манси) по иллюстрациям в учебнике и тетради. Определение в ней общих мотивов и раскрытие символики орнамента. Поиск ответа на вопрос, о чем могут рассказать знаки-символы в меховой мозаике и украшении из бисера.
4. Творческая работа учащихся над эскизом украшения из бисера с использованием колорита и элементов орнамента традиционной зимней одежды и украшений.
5. Итоги: конкурс на лучший эскиз бисерного украшения. Подготовка к урокам художественного труда.

      Тема урока необычная. Знакомство с национальной зимней одеждой народов Крайнего Севера помогает представить, как суровый климат Заполярья и Приполярья обусловливает появление традиционного кроя теплой одежды, ее украшение узорами из бисера и меховой мозаики. И что особенно важно, учащиеся смогут осознать общее в формах национальной одежды разных народов, живущих в Заполярье и Приполярье (саами, ханты, манси, коряки, эвенки и др.). На примерах национальной зимней одежды народов Крайнего Севера наглядно раскрываем одну из форм бытования и развития народного искусства, когда предметы создаются народными мастерами для удовлетворения потребности людей в изделиях, необходимых в быту. В таком случае народное искусство бытует и развивается непосредственно в своей этнографической среде. (См. подробнее: Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. — М., 2000. — С. 31—33.)

Краткий справочный материал

 Традиционный костюм хантов и манси. Тысячелетиями складывалась форма национальной одежды нижнеобских хантов. С течением времени она претерпевала постоянные изменения, но основа кроя, материал и орнаментация оставались неизменными. По сложившимся определенным канонам у изделий был единый общепринятый покрой, который женщина не имела права нарушать, его передавали от поколения к поколению. Потребность в удобной и очень теплой одежде вызвана окружающей природой, суровым климатом Заполярья и Приполярья. В фольклоре хантов часто упоминается о том, что благополучно живущий человек — это тот, у кого есть хорошая одежда, что совсем счастливый человек — это тот, кто имеет про запас вторую одежду. В отличие от них не имеющий в жизни удачи — тот, у кого через истертую одежонку ветер холодит тело.
      Еще с начала XVIII в. многие путешественники восхищались нарядными костюмами и образцами вышивки народов Крайнего Севера и Северо-Востока Сибири. Один из первых исследователей Сибири Г. А. Сарычев отмечал в своем дневнике, что вышивки алеутских мастериц отличаются таким искусством и хитроумием, что ни одна европейская золотошвейка не в состоянии сравниться с ними. Изделия мастериц-северянок поражают трудоемкостью и искусным исполнением. Особенно красива вышивка цветным непрозрачным бисером. Сочетание цвета и фактуры, его блеск и переливы в гуще меха, контраст бисеринок с глухой мягкой поверхностью цветного сукна или с грубоватой фактурой ровдуги выразительны. Они вызывают в воображении такую картину: полярная ночь, вечный снег, холод, небесные сполохи. В чуме сидит мастерица и руками, загрубевшими от ледяной воды, чистки рыбы и разделки мяса, без машинки, ножниц и ниток фабричного изготовления шьет и вышивает. А перед ее глазами — другая картина: солнце, так недолго теплое в этих северных краях, но любимое и почитаемое, голубизна неба, цветущая тундра, разнообразнейшая окраска меха, включающая все тональные переходы от теплых до холодных цветов, от белого до глубокого бархатно-черного. Богатство этих красок отражается в душе мастерицы, вот почему получаются неповторимые творения искусства, которые хранятся в музейных коллекциях и украшают самые престижные международные выставки. Северные ханты называли бисер «сак», «сек»; южные — «кеу», «кев», что значит «камень»; а манси — «маньсак». Те и другие предпочитали непрозрачный фарфоровый бисер различных цветов, но наибольшим спросом пользовался белый, зеленый, оранжевый, голубой и красный. Белый употребляли для фона, цветной — для узора. (Северные просторы. — 1996. — № 3—4 (сдвоенный). — С. 64, 72.)
      Композиции из бисера в творчестве саами. В селе Ловозеро Мурманской области живут саами. Со второй половины XVIII в. и по настоящее время они расшивают бисером пимы, бурки, яры (высокие меховые сапоги), каньги (полусапожки из меха и кожи, имеющие загнутый кверху носок), сумки — охотничьи, хозяйственные, для рукоделия, женские головные уборы — «шамшуры», пояса, игольницы, подвязки для пим, детские колыбели и даже оленью упряжь. Композиции из бисера сложны, изысканны и имеют вид геометрических элементов — треугольников, крестов, ромбов, квадратов, кругов, полукружий, но найти повторяющийся рисунок трудно. В каждом узоре — индивидуальный почерк мастера. Простейшие узоры на предметах быта приобретают богатую фактуру и колорит благодаря использованию и комбинированию различных материалов и технологий. (Там же.)

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru