Творческая работа: Нарисуй участников карнавала на школьном новогоднем празднике. 
Вид изобразительной деятельности: Рисование по представлению (материалы по выбору). Сюжетно-тематическая композиция.
Основные цели и задачи урока
1. Создавать условия для формирования у детей представлений о празднике как синтетической форме искусства, соединяющем в себе музыку, театр, искусство дизайнеров, конструкторов игрушек, художников карнавальных костюмов и интерьера.

2. Способствовать развитию интереса учащихся к подготовке новогоднего праздника.
3. Развивать фантазию и воображение детей.
4. Совершенствовать работу с третьеклассниками по овладению ими живописно-графическими навыками: в передаче необычного, празднично-приподнятого настроения, яркости, блеска елки в изображении персонажей карнавального шествия.

 

Примерный ход урока

 

1. Беседа о предстоящем новогоднем празднике, о подготовке к нему. Рассказ учителя о традициях празднования Нового года у разных народов.
2. Создание детьми композиции праздничного карнавала на отдельном листе (У., с. 55—56) или в творческой тетради (с. 34—35). Заполнение всей поверхности листа цветом с помощью приема растяжения цвета и приема раздельного мазка.
3. Итоги: обсуждение получившихся у ребят новогодних картин, отбор тех из них, в которых праздничность, необычность, яркость выражены особенно интересно.

      Третьеклассники охотно и активно включаются в беседу о приближающемся празднике. Они увлеченно рассказывают о новогодних сказочных представлениях, делятся впечатлениями о самом интересном, ярком эпизоде, о том, как участвовали в праздничных действах. Уместно вспомнить также о традициях встречи Нового года в разных странах. Во 2 классе об этом много говорили, а теперь беседа дополняется новыми интересными фактами (см. справочный материал).
      Переходя к анализу предстоящего творческого задания, учитель настраивает детей на активную работу по фантазированию, придумыванию новых интересных атрибутов новогоднего праздника: привлекательных гирлянд, необыкновенных елочных игрушек, а также на выдумку всевозможных карнавальных костюмов. В творческой тетради (с. 34—35) задан лишь контур картины, ее схематический каркас. Каждый завершит ее так, как подскажет ему выдумка.
      Нарядность, выразительность картины будет зависеть не только от оригинальности композиции, но и от того, каким способом она будет исполнена. Учащиеся выбирают материалы (акварель, фломастер, гуашь), определяют приемы работы. Целесообразно вспомнить, какие приемы известны детям (раздельный мазок, вливание цвета в цвет, растяжение цвета), а затем обсудить с ними, какие из этих приемов помогут лучше передать веселье, изобразить новогоднее скопление гостей, радостное карнавальное шествие. Важно вспомнить и о том, что цельность композиции зависит также и от графического решения каждого ее элемента (украшение интерьера и елки, расположение действующих лиц, их костюмы и т. д.), и от того, как они будут увязаны между собой и как выполнены в цвете. Следует иметь в виду, что елка с блестящими игрушками должна отражать цвета всего того, что находится вокруг нее, поэтому добиться единства в многоцветной новогодней картине можно свободным включением пятен, мазков одного цвета во все изображения композиции, не забывая при этом о главном цвете каждого из ее элементов.

      Краткий справочный материал

      Из истории зимних праздников народов мира. Обычай встречать Новый год у нарядно украшенной елки связан с культом зелени. В Древней Греции и Древнем Риме дома накануне наступления Нового года украшали зелеными ветками, считая, что это принесет здоровье и счастье в будущем году. А у наших предков обычай украшать деревья существовал еще до наступления новой эры. Елку впервые стали украшать еще в XVI в. в Эльзасе (тогда он принадлежал Германии, а сейчас это часть Франции). В протестантских странах существует поэтическая легенда о том, как Мартин Лютер, возвращаясь домой в ночь накануне Рождества (а происходило это в 1513 г.), был настолько поражен красотой украшенного звездами неба, что ему показалось, будто звездами украшены и ветви деревьев. Придя домой, он поставил на стол елочку и украсил ее звездами и свечами. До наших дней дошло свидетельство одного эльзасского лесничества (1516 г.), в котором говорилось, что каждый бюргер имеет право срубить только одну елку высотой не более восьми ступеней.
      На протяжении веков елка и ее украшения менялись, годы и география вносили свои коррективы. Так, в Скандинавии придумали вешать на елку украшения из соломы в виде снежинок, звезд, других фигурок. Это были своего рода природные талисманы, поскольку считалось, что использование соломы должно способствовать урожаю в будущем году. Постепенно в XVIII в. праздничная елка в том виде, в котором мы ее знаем, из Эльзаса распространилась по всей Европе и к XX в. завоевала весь мир.
      В Англии в 1841 г. был издан специальный декрет, скрепленный собственноручной подписью и личной печатью королевы Виктории, разрешивший празднование Нового года с разукрашенной елкой. Первая такая елка была установлена на площади перед королевским дворцом.
      Во Франции елка официально появилась в середине XIX века при дворе короля Луи-Филиппа, который установил ее во дворце по просьбе невестки.
      В России судьба елки сложилась весьма непросто. Сперва она, как любое западное новшество, приживалась с большим трудом. Первые новогодние торжества состоялись в Москве в честь наступающего 1700 года. Это был яркий праздник с кострами, фейерверками, а огонь, разожженный в смоляных бочках, поддерживался целую неделю. В тот же день все дома в Москве, даже самые бедные, были украшены елочками или просто еловыми веточками. Императрица Елизавета Петровна устраивала при дворе роскошные дорогостоящие елки. Постепенно елка завоевала себе «новогоднее» место. В 30-е гг. XIX столетия она еще считалась принадлежностью уютных домов петербургских немцев, а публичная елка была устроена в столице только в 1852 г. К концу века елка становится главным украшением не только городского, но и деревенского дома. И наконец, в XX в. она уже неотделима от зимних праздников вплоть до 1918 г., когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (т. е. к религии, церкви) она была запрещена на целых 17 лет, до 1935 г., а праздничным, нерабочим днем 1 января было объявлено только в 1947 г. (Титова И. Наш любимый праздник / И. Титова. — М., 1933.)

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru