Творческое задание: Нарисуй эскиз карнавальной маски-очков или маски для новогоднего украшения школьного зала. 
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция (материалы по выбору).
Основные цели и задачи урока
1. Способствовать формированию у детей представления о маскараде как части праздничной культуры, имеющей глубокие исторические корни.

2. Создавать условия для развития у учащихся творческого воображения в ассоциативной переработке реальных форм и явлений в декоративный образ.
3. Совершенствовать работу с учащимися по овладению живописно-графическими и декоративными навыками. Учить воплощать воображаемые образы в творческой работе в материале.


Примерный ход урока


1. Беседа о традициях маскарадных представлений у разных народов и на Руси.
2. Работа с учащимися по созданию образа матушки-природы на основе отбора интересных и характерных для зимы признаков и атрибутов (У., с. 58).
3. Выполнение детьми эскиза-образа матушки-зимы с использованием разнообразных материалов (У., с. 58, Т., с. 37).
4. Итоги: обсуждение масок, выбор наиболее выразительных и оригинальных, прослушивание пояснений детьми того, какие признаки зимы в этих работах олицетворяет каждый образ.

      Дети настроились на предстоящий праздник на 15-м уроке, и теперь вовсю идет подготовка и репетиции. Ни один из новогодних карнавалов не обходится без масок. И этот урок посвящается разработке маски-фантазии, маски-образа.
      Прежде чем приступить к работе, следует побеседовать с детьми об эстетической и культурной сущности маски, маскарада. Из этого  разговора третьеклассники узнают, что маски бывают веселые и грустные, добрые и злые, комические и трагические, карнавальные, ритуальные и театральные. Как удивительно разнообразен их красочный мир, форма, назначение! Одни из них люди надевают на голову в виде головного убора, другими прикрывают лицо. Маски могут быть элементом декоративного оформления помещения или украшать фасады зданий. Но каково бы ни было их назначение, все их объединяет одно: они должны обладать чрезвычайной выразительностью и своеобразием.
      Начало жизни маски — далекое прошлое. Пожалуй, нет на Земле народа, который не создавал бы эти удивительные произведения искусства. В Древней Греции, где родилось искусство театра, актеры никогда не показывали своих лиц, в представлениях они играли только в масках.
      История новогодних карнавалов восходит к эпохе Древнего Рима. Ежегодно в первый день нового года водили по улицам городов человека, наряженного в шкуры. Называли его Мамурий Вентурий, т. е. старый, или прошлогодний, Марс. Старого Марса били палками, а потом прогоняли из города. Мамурий Вентурий — прапрадед новогодних ряженых.
      Традиция ряженья существовала и на Руси.
      Настроить детей на создание маски конкретного образа матушки-зимы поможет знакомство с творческой работой художницы А. Журавлевой. Ребята рассматривают репродукции выполненного ею народного календаря «Месяцеслова» в учебнике (с. 57—58). Важно отметить, что художница, создавая образы зимних месяцев, одухотворяет их, придает им человеческий облик, одевает их в красивые народные костюмы, дополняет атрибутами, соответствующими определенным календарным дням, связывает с народными приметами и пословицами.
      Помощь детям в выборе главной идеи маски окажут образные слова, используемые для величания зимы: королевна, царица-ледяница, тетка Морозиха, Метелица и др.
      Наполнить идею маски-образа содержанием дети смогут, готовя собственные рассказы о зимних признаках, событиях, приметах (например, заснувшие под снегом деревья; снегири, как яблоки, на ветках рябины; синички-невелички). Образ матушки-зимы может быть решен и через элементы зимнего костюма, головных уборов (цветная шаль, ушанка, венец, кокошник, вязаная шапочка и т. д.). Главное, чтобы, создавая образ маски, дети комбинировали, соединяли разные элементы, характерные для зимнего сезона, зимней природы, придумывали яркую декоративную цветовую гамму, подобную использованной в масках «Осень», созданных младшими школьниками (Т., с. 36). Тогда творческое задание (Т., с. 37) будет действительно понято и с успехом выполнено. Следует напомнить третьеклассникам о том, что по эскизам масок на уроках художественного труда они должны изготовить настоящие карнавальные маски.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru