Творческая работа: Повтори за мастером один из узоров, украшающих праздничный народный костюм. Изовикторина. 
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по орнаментальным мотивам народного костюма (фломастер, карандаши).
Основные цели и задачи урока
1. Создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия учащимися красоты ансамбля русского народного костюма: северного сарафанного и южного поневного комплексов.

2. Объяснить детям названия главных частей северорусского и южнорусского костюма (работа со словарем).
3. Углубить представление учеников о значении знаков-символов могущественных сил природы (свет, вода, земля) в орнаментальных мотивах народного костюма.
4. Формировать у третьеклассников графические навыки: в построении композиции народного орнамента.

 

Примерный ход урока

 

1. Знакомство учеников с ансамблями северорусского и южнорусского костюма из коллекции Государственного исторического музея и музея этнографии (У., с. 59—62).
2. Достичь понимания детьми своеобразия русского народного костюма, представляющего собой «модель Вселенной».
3. Работа третьеклассников со словарем терминов элементов русского народного костюма. Проведение сравнительного анализа главных частей северорусского и южнорусского костюмов.
4. Творческая работа учащихся, связанная с завершением орнаментов, украшающих народный костюм. Проведение изовикторины (Т., с. 39—41) и изображение ответов в разной технике.
5. Итоги: третьеклассники делятся своими впечатлениями о том, что особенно поразило их в сказочной красоте праздничного народного костюма, как они понимают утверждение о том, что народный костюм является замечательным памятником национальной художественной культуры.

      Знакомство детей с народным праздничным костюмом, наделявшим каждую девушку, каждую женщину особой красотой, создание условий для продолжения работы по теме об эстетике образа русской женщины у наших далеких предков.
      С образом русской красавицы учащиеся встречались в 1 и 2 классах. В 3 классе внимание уделяется характеристике ансамбля женского костюма с учетом разницы составных частей ансамбля северорусского и южнорусского костюмного комплекса, а также выявлению общего в ансамбле костюмов разных регионов. И основным лейтмотивом как в уроке 17, так и в уроках 18, 25 и 26 является красота, воплощение мечты человека об идеале в праздничном женском костюме.
      Рассматривая с учащимися костюмы из коллекций крупнейших музеев России (У., с. 60—61), обращаем внимание на то, что искусство орнамента несет радость, которая составляет основу русского народного костюма. Неуемная тяга к красоте и счастью, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном в создании предметов быта и особенно во внешнем облике человека.
      Ничто не могло соперничать с женским костюмом. Его несравненное великолепие орнаментального украшения, передававшего образ мира, наделяло каждую женщину истинной красотой.
      Отмечаем, что ансамбль русского народного костюма неотъемлем от всей обстановки крестьянской жизни — с ее дружным коллективным трудом, радостью и весельем народных праздников и обрядов, красочным декоративным убранством изб (полотенца, утварь, скатерти — Т., с. 38) и, наконец, близостью к природе.
      Напоминаем о том, что в фольклоре описанию костюма, особенно женского, уделяется большое внимание. В песнях упоминается повседневный наряд девушки — сарафан, миткалевая или коленкоровая рубашка, косоплетка в косе, праздничная льняная рубашка с вышивкой собственноручной работы («У меня, младой, альняной подол шит бумагою синей, нитками, ковылюшками, не дробушками»), голубая или алая лента в косе, шелковый пояс, «кокошничек золотой»...
      В этой связи желательно, чтобы на уроке прозвучали фрагменты русских народных сказок, песен, поговорки и пословицы, были показаны книжные иллюстрации, в которых герои часто одеты в праздничные народные костюмы. Желательно, чтобы соответствующие книги дети принесли в этот день в школу сами.
      Эстетическое представление о женщине у наших предков нераздельно связано с образом птицы, древнейшим священным символом добра, довольства и благополучия в славянской мифологии. «Лебедушка», «лебедь белая», «пава», «утушка», «серая утица» — вот эпитеты, которыми русский народ в своей поэзии награждал женщин, и этим подчеркивал зрительную, пластическую сторону образа.
      И народное искусство воплотило этот образ в женском народном костюме. Поэтому все русские женские костюмы обладают общими чертами: малорасчлененным компактным объемом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Даже когда женщина шла, костюм ее сохранял свою особенность — плавную текучесть линий, так привлекающую людей в движениях лебедя. И примечательно то, что этот характер движения был настолько органичен для образа русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах. (См. подробнее: Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма / М. Н. Мерцалова. — М., 1988.)
      Доказать детям то, что русский народный костюм представляет собой как бы «модель Вселенной», помогает нам обращение к высказыванию известного ученого-археолога, академика Б. А. Рыбакова (см. справочный материал), и использование терминов, обозначающих элементы народного костюма (см. справочный материал). Обращаться к словарю необходимо в течение всех уроков второго полугодия, связанных с темой народной одежды (уроки 17—18, 25—26).
      Во время выполнения учащимися творческой работы в тетради желательно написать для них на классной доске обозначения знаков-символов могущественных сил природы, сопроводив эти названия схематическими рисунками:

Названия знаков-оберегов

Схематический рисунок

Солярные (солнечные) знаки

Круги, ромбические и крестообразные фигуры, изображения коня, оленя, птицы

Символ земли

Прямая линия

Символ земли и плодородия

Женская фигура, квадратик с точкой посредине

Знак воды

Волнообразная ритмическая линия

Символ вечно живой природы

Древо, цветы, веточки

Символ счастливого брака

Две птицы голова к голове

      В беседе по итогам урока выясняем, в каких видах народного творчества учащиеся встречали эти таинственные знаки в орнаментальных мотивах (крестьянский дом, посуда, вышивка, игрушка, костюм и др.).

      Краткий справочный материал

      Искусство русского народного костюма. Русский человек далекого прошлого (наши дальние предки-славяне и люди средневековой Руси) ощущал себя необходимой частью мироздания (мироздание — вдумайтесь еще раз в изначальный смысл этого слова). Обращение, а значит, и приобщение к могущественным силам природы было для него делом жизненной важности, глубоко духовным актом. Поэтому в изготовление того или иного предмета быта, в его украшение мастер вкладывал всю душу. И, что не менее важно, в своих произведениях он отражал собственное представление о мире, творил как бы «модель» познанного им мира. (Об этом уже говорилось выше. — Т. Ш.)
      Примером такого отражения большого мира Вселенной в малом мире повседневного быта может служить народная одежда. Подол женской рубахи и юбка-понева часто были украшены тканым либо вышитым орнаментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля — квадратики с точками посредине. На рубахах выше пояса — веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражают идею земли, плодоносящей почвы.
      Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. Потому многие русские наименования женских головных уборов восходят к названиям птиц — существ, как бы связывающих землю и небо: кичка (утка), сорока, кокошник (от «кокошь» — курица). На челе уборов очень часто изображались солнце, звезды и композиции, связанные с небесным «ярусом» мира. К кокошнику на лентах прикреплялись «пушки» — шарики из птичьего пуха, висящие у висков или над плечами. Эти вертикальные ленты, иногда сплошь затканные бисером, могут выражать идею дождя — небесной влаги, необходимой пахарю. Все это можно было увидеть еще в прошлом веке. В Киевской Руси цепочки-рясны, свисавшие с кокошника, завершались подвесками-колтами с изображениями птиц или фантастических крылатых дев (сиринов), русалок, тоже связанных с дождем.
      Серебряные плетеные пояса древнерусских женщин были украшены на концах (свисавших до колен) головами ящеров, символизирующих нижний — подземно-подводный мир. Таким образом, одетая в праздничный наряд русская княгиня XII столетия или крестьянка XIX в. представляла собой как бы модель Вселенной. (Рыбаков Б. A. Орнамент сквозь века / Б. А. Рыбаков // Юный художник. — 1980. — № 2. — С. 19—20.)
      Узоры русской вышивки на рубахе. Как известно, рубаха в старой русской деревне была основной частью костюма, а для молодежи — подчас и единственной.
      Для будних дней ее обычно не вышивали, зато уж как украшали праздничную! Особенно девушки старались, ведь показаться в праздничный день на людях в невышитой рубахе считалось позором. И для того дня, когда всем крестьянским миром выходили на покос, тоже готовили изукрашенную узорами одежду. Удивительно ли, что народ связывал с рубахой немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее никак нельзя — потеряешь счастье. А свадебная рубаха к тому же, верили, обладает целебной силой.
      Глубокий смысл имели и сами украсы. В середине XIX столетия еще был жив обряд «чтения узоров». В одно из сел собирались из ближних и дальних мест девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах. Одна на другую надевали четыре-пять рубах с затейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем — сарафан, поверх него — три-четыре нарядных передника. Пришедшие на празднество парни выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам. Женщина показывала их передники и подолы рубах, поясняя при этом значение узоров. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек.
      В старинной северной песне поется, как работала одна из таких рукодельниц:

Во первый раз вышивала
Красно солнце с маревами,
С теплыми облаками.
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звездами. <...>
В четвертый раз вышивала
Сине море со волнами...

      В свадебном же причитании каргопольская невеста рассказывала, что на ее белой рубашечке вышито «хорошее всхожее солнышко, утренняя заря, младой полуночный светел месяц, реки, все озера глубокие». Но сколько бы мы ни пересмотрели старинных рубах, ни на одной не увидим такой натуралистической картины природы, исполненной иглой и разноцветными нитками. По-видимому, владела та девушка каким-то другим изобразительным языком. Но как его понимать? Ключ к познанию его постараемся найти в старинных сказках, пословицах, загадках. Вот хотя бы в этой, где речь идет о солнце:

Большая светлица,
Горит жар-птица,
Всяк ее знает
И обожает.

      Ведь это разгадка уже знакомого нам изображения на подоле рубахи: светлица — образ мира, жар-птица — ясное солнышко! А птички поменьше (их называли павами) — будто лучики вокруг солнца.
      С образом птицы в народе было связано представление о свете и тепле.
      ...На подоле еще одной рубахи — две птицы со сросшимися спинами (такую композицию называют из-за формы ладьей). Из ладьи вверх, к сердцевидному семени, тянется росток, а из семечка произрастает сказочное древо с пышными цветами и листьями. Вокруг всюду восседают павы, а по бокам могучие птицы словно охраняют дивное растение. Роль этих величавых стражей вроде бы ясна, но что означает ладья?
      Исследователи русского народного искусства хорошо знают, что бывает она трех видов: птичья, конская и оленья. Фольклорные же  материалы говорят, что эти животные и птицы в сознании народа были связаны с образом солнца — как его слуги. Следовательно, и наша композиция имеет прямое отношение к солнечной символике.
      Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке — белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны — павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом.
      Теперь внимательно рассмотрим технику исполнения вышивки. По мерцающей серебром материи стежок за стежком, строго по ячейкам ткани, словно по канве, вышивался контур рисунка. Рукодельницы чаще всего пользовались старыми образцами или сколками, сохраняя таким образом иконографию древних сюжетов. Второй этап — внутреннее заполнение узора прямой сеткой, в ячейках которой, в шахматном порядке, вышивались крестики. Прием этот, не подчеркивая материальности изображаемого, выявлял символическую значимость орнамента.
      Со временем обрядовое значение вышивки постепенно забывалось и на первое место выступала ее декоративная сторона. Все чаще мастерицы заполняют силуэт так называемыми наборными швами, состоящими из разноцветных квадратиков, треугольничков, прямоугольничков. (Дурасов Г. Узоры русской вышивки / Г. Дурасов // Юный художник. — 1985. — № 3. — С. 24—27.)

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru