Творческая работа: Создай свой эскиз театрального костюма. 
Вид изобразительной деятельности: Рисование по представлению (пастель, мелки, фломастеры).
Основные цели и задачи урока
1. Познакомить детей с театральными костюмами героев русской оперы. Обратить их внимание на отражение в сценическом костюме отличительных особенностей старинного русского костюма.

2. Создавать условия для творческой работы учащихся, поощряя их выбор художественного материала и обращая внимание на оригинальность композиции и решения темы для костюма.
3. Углублять представление третьеклассников о пропорциях фигуры человека.

      Примерный ход урока

1. Знакомство с театральными костюмами. Ответы учащихся на вопросы в учебнике (с. 63—65).
2. Выявление роли художника в создании сценического образа (декорации и костюм). Разъяснение понятий «костюм сценический» и «костюмер» (см. справочный материал).
3. Прослушивание суждений учащихся о том, какой эскиз сценического костюма выбран для творческой работы, в какой технике будет выполнен эскиз.
4. Напоминание учителя о том, какое значение имеет прием рисования от общего (целого) к деталям и снова к общему в данной работе.
5. Самостоятельная работа учащихся над эскизом сценического костюма (У., с. 65, Т., с. 43).
6. Итоги: просмотр творческих работ учащихся, определение призовых мест для тех эскизов, в которых решение образа героя убедительно отражено в сценическом костюме.

      Краткий справочный материал

      Костюм сценический — костюм, в котором актер играет ту или иную роль в спектакле и который наряду с гримом помогает актеру в воплощении образа на сцене, создает первое впечатление о персонаже у зрителя, взаимодействует с другими элементами спектакля (например, кринолин или боярская шуба не дает их обладателям физической возможности войти в узкие и низкие двери жилищ тех, кто живет не во дворце). Костюм сценический обнажает существо персонажа; он может служить выразительным акцентом, цветовым пятном, символическим или аллегорическим элементом представления, особенно в балете или пантомиме. Для актера он должен стать «своим», нравиться и быть удобным для выполнения творческих и технических задач. Костюм сценический делается по эскизам сценографа спектакля или специально приглашенного художника по костюму.
      Костюмер (от фр. «наряжать, одевать») — специалист в театре, цирке, на эстраде, который несет ответственность за состояние сценического костюма. Профессиональный костюмер, или «одевальщица», — всегда знаток и «болельщик», следящий за каждым движением актера, приходящий на помощь в самых разных ситуациях: от мгновенного переодевания за кулисами до зашивания костюма на ходу, «на живую нитку». (Современный словарь-справочник по искусству. — С. 334, 335.)
      Н. К. Рерих и театр. Н. Рерих пришел в театр сформировавшимся художником с собственными темами, образами и изобразительными средствами. Живописец историко-эпического направления, он тяготел к монументальным формам. Сцена в значительной мере могла реализовать присущее мастеру стремление к синтезу искусств.
      Большинство постановок, к оформлению которых обращался Рерих, составили произведения Римского-Корсакова, Бородина, Стравинского, Мусоргского и, конечно же, Вагнера. Музыкальному театру он отдавал предпочтение.
      Обладая огромнейшей эрудицией, Рерих в художественном преломлении воплощал особенности исторических эпох, культуру, быт, обычаи народов. При этом эскизы художника отличались убеждающей поэтичностью. В их решении он никогда не ставил узкоэтнографических и археологических задач. Он не копировал памятники старины, но, воспроизводя их, сохранял верность самому духу народного творчества.
      В театре, в станковой и монументальной живописи Рерих — мыслитель-философ и поэт первозданной красоты земли, неба, могучих сил природы. Отсюда — эпичность, характерная для многих произведений мастера.
      Завершенность эскизов художника, самостоятельность каждого из них позволяют рассматривать их не только как произведения театрально-декорационного искусства, но часто и как станковые работы. Из всех театральных живописцев первой половины XX в. Рерих был более других станковистом. В его творчестве взаимодействовали эти два вида искусства.
      Многочисленные эскизы костюмов, исполненные художником к самым различным спектаклям, говорят о его безупречном мастерстве и глубоко научном подходе к историческому материалу. Эти эскизы настолько неповторимы, настолько разнообразны по художественным приемам и выразительности характеристик, что сами по себе представляют значительный вклад в русское театрально-декорационное искусство.
      Театрально-декорационное искусство Рериха богато, глубоко и художественно значимо. Оно является достоянием не только отечественной, но и мировой культуры. (Яковлева Е. Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха / Е. Яковлева. — М., 1996. — С. 99, 100.)
      «Первый подлинно театральный художник». А. Я. Головин (1863—1930) — русский театральный художник. Работал в московском Большом театре, с 1902 г. — в императорских театрах Петербурга. Последние работы осуществил в Московском Художественном театре совместно со Станиславским. Декорации Головина украшали спектакли Русских сезонов за границей. Его станковые произведения по большей части тоже связаны с театром. Например, эффектные портреты Шаляпина в разных ролях.
      Жизнь была щедра к Александру Яковлевичу Головину, предоставляла ему благоприятные материальные условия для работы, счастливо сталкивала с выдающимися театральными деятелями. Она одарила его равно высокими интеллектом, интеллигентностью, художественной образованностью, развила редкостное для того времени понимание театра и законов сцены, которое у Головина сочеталось с «богатством безграничного декоративного воображения». Поэтому В. В. Дмитриев, известный советский художник театра, высоко ценя все русское театрально-декорационное искусство начала века, считал именно Головина первым подлинно театральным художником и отцом современного театрально-декорационного искусства. Головин делил труд с режиссером как равный с равным. Его творческой помощи были обязаны многие крупнейшие режиссеры драмы, оперы и балета, в том числе оба лидера главнейших театральных направлений начала XX в. К. С. Станиславский и В. Э. Мейерхольд. Головин обладал и вторым крупнейшим преимуществом, которым располагал театр его дней. Он блистательно владел сценической живописью. Артистизм живописца также давал ему право быть в числе крупнейших театральных мастеров России, а следовательно, и мира, ибо именно русский театр был в ту эпоху средоточием живописных ценностей. (Власова Г. И. Русское театрально-декорационное искусство начала XX в.: из наследия петербургских мастеров / Г. И. Власова. — Л., 1984. — С. 48.)

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru