Творческая работа: Нарисуй по представлению старинный город-крепость. 
Вид изобразительной деятельности: Рисование композиции на заданную тему (акварель, гуашь, кисти).
Основные цели и задачи урока
1. Способствовать расширению представлений учащихся о старинном каменном зодчестве — архитектуре крепостей.
2. Создавать условия для полноценного эстетического восприятия учащимися национальных памятников древнерусской архитектуры.

3. Развивать у детей пространственное видение, восприятие ими пропорциональных отношений архитектурных объемов и форм.
4. Формировать у третьеклассников живописные навыки гармоничного подбора цветосочетаний в колористическом решении архитектурного ансамбля.

 

Примерный ход урока

 

1. Краткий исторический экскурс в прошлое нашей Родины, связанное с героической обороной ее рубежей.
2. Работа учащихся с текстом учебника (с. 66—67) и иллюстрациями исторических памятников архитектуры (У., с. 68—69).
3. Знакомство детей с основными архитектурными элементами крепостного ансамбля. Проведение изовикторины (Т., с. 44—45).
4. Выполнение третьеклассниками творческого задания по цветовому решению изображения архитектурного ансамбля (У., с. 69, Т., с. 46—47).
5. Итоги: рассматриваем живописные рисунки учащихся «Зарайский монастырь», выявляем работы, в которых наиболее удачно подобран цвет, гармонично вписывающийся в архитектурный облик крепости-монастыря.

      Этот урок третьей четверти имеет эмоционально-нравственную окраску. Он должен настроить детей на серьезный лад, на пробуждение высоких патриотических чувств и вместе с тем способствовать выработке у них эстетической восприимчивости к нетленным памятникам искусства, хранителям духовности и памяти о воинском подвиге.
      Немые свидетели дней минувших, русские крепостные сооружения и монастыри, и сегодня стоят, высятся и напоминают нам о многом. Памятники древнерусской архитектуры не устают удивлять своей мощью, грациозностью и красотой. Они разбросаны по всей России, и в первую очередь в древнейших наших городах — в Москве, Дмитрове, Серпухове, Туле, Новгороде, Пскове, Костроме, Ярославле, Ростове — и во многих других старинных городах и селах. Следует обратить внимание детей на то, что каждый из памятников удивительно своеобразен, уникален, нет среди них даже двух похожих друг на друга. В каждом из них можно обнаружить свой характер — суровый, неприступный, торжественный, сказочный.
      Замечательно описал свою восторженность перед каменными исполинами, необыкновенными архитектурными сооружениями наших предков известный художник К. Ф. Юон (см. справочный материал).
      Приведем фрагмент его воспоминания: «Московский Кремль, многовековой центр столицы, образует как бы сердце и разум нашего народа, он сосредоточил в себе память обо всем пережитом, о борьбе и победах, он горделиво говорит о достоинстве, о великой красоте помышлений создавших его русских людей». (Юон К. Ф. Москва в моем творчестве // Легенда о счастье. Проза и стихи русских художников / сост. В. Б. Муравьев. — М., 1987. — С. 391. Далее цитируется это издание.)
      Московский Кремль действительно несет в себе органическую связь со всеми древнерусскими городами, он поистине центр Российской державы. Очень образно описывает кремлевский ансамбль Москвы другой замечательный художник — А. М. Васнецов (см. справочный материал). Зачитывая на уроке строки из его воспоминаний, обратите внимание детей, с какой любовью и как живописно дается им картина Московского Кремля. Следует спросить учеников, какие постройки упоминаются в тексте, какие образные выражения употребляет автор в своем рассказе. Можно рассмотреть живописные работы А. М. Васнецова, большого знатока московской старины.

      Краткий справочный материал

      А. М. Васнецов (1856—1933). За две картины о Москве он был удостоен звания академика живописи. И это не случайно. Аполлинарий Михайлович был ученым-историком. Блестящее знание истории и его вдохновенное воображение рождали пейзаж древней Москвы, пейзаж архитектурный, исторический, который на протяжении шести веков, вплоть до XVIII в., творил народ. Одних документов о старой Москве художнику было мало. И он решается подняться в небо: в 1900 г. летит над Москвой на воздушном шаре. Необычное путешествие раскрывает Аполлинарию Михайловичу тайны Москвы. И если Москва — столица России, то сердцевина города — Кремль, который сердцем Москвы прозвал его народ, сердцем Родины. На всех чертежах кремлевская стена имеет неровную форму треугольника. Но сам холм с высоты похож на сердце. Настоящая «сказка истории».
      А вот как работал художник над картиной: его кабинет был заполнен старинными книгами, картами, свитками, планами города. Он сопоставлял, сравнивал, искал доказательства того, что подсказывало ему о Москве его воображение, проверял каждую мелочь. Потом делал несколько набросков — разрабатывал композицию будущего произведения, затем акварельными красками писал эскиз. И только после приступал к работе. (Беспалова Л. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856—1933 / Л. Беспалова. — М., 1956.)
      Московский Кремль. Попробуем перенестись воображением на 300—400 лет назад и посетить то, что подскажут нам мысль и чувство в воссозданном смутном образе того, что когда-то было. Центр средневекового уклада жизни города сосредоточивался в Кремле. Здесь были главные храмы, жили царь, митрополит и самые богатые и властные мужи — бояре; здесь находились приказы на Ивановской площади, где шли суды и расправы. Окруженный со всех сторон водой и рвами, он имел вид неприступного замка, как его и называли иностранцы. С юга его замыкали река Москва и двойные стены, со стороны Красной площади — глубокий ров, обложенный кирпичом и наполненный водой по подземной трубе из Верхнего Неглиненского пруда, находившегося за Воскресенским мостом, там, где теперь площадь перед зданием бывшей Думы; с запада, на месте теперешнего Александровского сада, — глубокие Неглиненские Нижние пруды с мостами и мукомольными мельницами при них. Здесь же белокаменные златоверхие храмы, крепкие двойные и тройные стены с высокими башнями, каменные дворцы-терема и даже водопровод.
      Кремль прежде всего казался буквально битком набитым каменными зданиями. Огромнейший дворец, начинавшийся под горой Запасным дворцом и взбиравшийся на гору грудой теремов со всевозможными надстройками и пристройками, имел не одну тысячу комнат. Соборы, церкви, приказы, частные дома, три башни, находившиеся в царском дворе, занимали юго-западный угол Кремля; это был отдельный, собственно царский кремль-замок. Эти башни: Гербовая — над Колымажными воротами, ведущими на площадь у Спаса на Бору перед Теремами; круглая — в Нижнем Набережном саду и третья — над воротами в Конюшенном дворе, с часами. Золото куполов, изразцы, сверкающие яркими цветами, черепичные поливные кровли на башнях, узорчатые золотые кресты, как жар горящие в небе, ряды слюдяных окон в замысловатых переплетах — как все это было оригинально и красиво!
      Кремль был продуктом векового народного творчества: здесь вылилось в осязательную форму все то, что могло создать оно. Складывались про него былины, сказки; он принимал облик сказочного жилища Жар-птицы. Что такое эти архитектурные фантастические мотивы, постоянно встречающиеся на древних иконах московского письма в виде башен, теремов, чудных каких-то фронтонов вроде закомар и кокошников, как не отголоски сказочного современного им Кремля? (Васнецов А. М. Облик старой Москвы / A. M. Васнецов // Легенда о счастье. — С. 266—288.)
      Русское народное зодчество. Больше всего захватил и ошеломил меня необычайный колорит народной архитектуры, он поражал цветистыми сочетаниями красок и форм древних церквей и колоколен, пестрых, веселых, наивно-провинциальных раскрашенных домиков и расположенных рядом с ними садов с темной зеленью старых лип и дубов. Меня привлекали и гористые пейзажи с извилистыми дорогами и светлыми лужайками. Над таким уютным красочным мирком нередко возвышались древние каменные стены с бойницами и башнями древнего кремля или монастырей. В этих своеобразных картинах сочетались хранившие свое былое величие остатки архитектурных форм прошлого, в которые было вложено много художественного чутья и народного понимания красоты, с окружающей природой. То же солнце, своим живительным светом некогда озарявшее древние каменные стены, по-прежнему светит и нашим современникам — потомкам ушедших поколений. (Юон К. Ф. Москва в моем творчестве. — С. 191, 421.)

      Далее работа продолжается по репродукциям, представленным в учебнике (с. 66—69). При рассматривании картин следует отметить, как по-разному запечатлели художники красоту крепостных ансамблей России, предложить ответить на вопросы.
      Творческое задание, которое выполняют ученики в творческой тетради (с. 44—45), заключается во внимательном и неторопливом рассматривании изображения Зарайского монастыря и участии в изовикторине: поиске на картине изображений архитектурных элементов, вынесенных на поля. Затем в соответствии со своими представлениями о цветовом решении архитектурного ансамбля учащиеся раскрашивают рисунок.
      Дополнительно при рассмотрении картин третьеклассникам предлагаются такие вопросы:
      1. Какие древнейшие российские памятники архитектуры изображены на этих работах? Где они находятся?
      2. Назови живописные и графические произведения, лаковую миниатюру, финифть.
      3. Выбери свое определение настроению, выраженному в каждой работе. Используй такие слова: спокойствие, торжественность, величавость, неприступность, сказочность и т. д.
      4. Найди на представленных работах разные композиции архитектурного пространства: вытянувшаяся по одной линии, композиция-план, композиция круговая, композиция кремля на холме.

      Расскажи о памятнике старинной архитектуры (крепости, монастыре, кремле) твоих родных мест. Опиши его красоту. Если он плохо  сохранился до наших дней, то попытайся узнать у взрослых о его истории или легендах, связанных с подвигами его жителей и мастерством его строителей.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru