Творческая работа: Заверши работу над композицией старинного города-крепости. «Старинный русский город-крепость». 
Вид изобразительной деятельности: Рисование по памяти, по представлению (материалы по выбору).

Основные цели и задачи урока

1. Способствовать развитию у учащихся композиционного видения на примерах художественных произведений, изображающих памятники народного зодчества.

2. Формировать у детей образное воображение в передаче красоты архитектурного ансамбля.
3. Развивать у третьеклассников декоративно-живописные, графические и композиционные навыки в создании сказочного образа древнего города.

 

Примерный ход урока

 

1. Создание эмоционально-творческой атмосферы для восприятия детьми памятников национальной архитектуры. Беседа о красоте града Китежа (У., с. 70—71).
2. Работа учащихся с произведениями искусства, знакомящими с памятниками архитектуры (У., с. 68—69), подготовка ответов на вопросы и нахождение разнообразных композиционных схем в изображении старинных крепостей.
3. Чтение детьми композиционных схем крепостных построек (У., с. 68, Т., с. 47) и определение соответствия между ними и репродукциями в учебнике.
4. Создание третьеклассниками творческой композиции «Старинный русский город-крепость» в творческой тетради (с. 46—47).
5. Итоги: любуемся рисунками сказочных городов, находим, как каждый из детей проявил свою творческую фантазию.

      Этот урок продолжает предыдущую тему и имеет сходные задачи — организует вхождение в мир русского народного зодчества. Однако теперь детям предстоит максимально проявить собственное творчество в создании декоративно-живописного образа старинного  города-крепости. В активизации творческого воображения поможет беседа по литературно-художественным произведениям и произведениям изобразительного искусства, на которых предстает архитектурное сооружение (У., с. 68—71). Изобразительный ряд дает зрительное представление о многообразии архитектурных памятников, а также о разнообразии способов увековечивания их в живописных полотнах. Каждый художник передает свои чувства, выражающие волнение, восхищение, гордость за этих исполинов, находя особую точку зрения, выбирая наиболее подходящий момент дня или ночи, праздника или буден. Каждый автор при этом использует ту художественную технику, которая наилучшим способом выявляет образ. Один пишет масляными красками, другой работает графическими материалами, а третий выводит изящную миниатюру на лаковой поверхности шкатулки темперными красками.
      На уроке следует вновь рассмотреть эти произведения и ответить на вопросы о формах (башни, стены, терема, шпили, храмы, колокольни, звонницы...), из которых складывается образ крепости, о композиции пространства крепости, о том, что придает выразительность облику крепости-кремля (купола, шпили, башенки, форма крыш, полукружья, арки, резные стены, окна разной формы и т. д.). Примером сказочного образа послужит работа художника И. Билибина «Преображенный Китеж» (фрагмент декорации) (У., с. 71). Легенда об этом удивительном граде (У., с. 70) вызовет определенный эмоциональный отклик детей на эту рукотворную красоту, активизирует их воображение и поможет в самостоятельной работе.
      Настраивая учащихся на творчество, подчеркните, что начинать создавать образ старинного города следует с композиции. В этом случае помогут схематичные зарисовки в учебнике (с. 68—69) и в тетради (с. 47). Предложите ученикам прочитать их и найти на вернисаже картины с подобными композициями. Далее необходимо подумать, какие архитектурные элементы войдут в ансамбль, определить, какой из них будет самым главным, где он расположится, как будет изукрашен, как разместятся важные, но менее значимые части комплекса, каково будет их убранство. Обратите внимание детей на декоративное решение каждой детали, входящей в композицию картины-декорации И. Билибина. Здесь художник удивительно тонко и любовно прописал все: и небо с солнцем, планетами, звездами, и диковинную природу вокруг града — пышные цветы, сказочные деревья. Все это служит выражением неописуемой красоты и необычности чудного этого города.
      А как создан облик зданий — храмов! Изящество, утонченность, узорчатость — все это подтверждает, почему «...цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового негниющего леса домами. Цел град, но не видим...» (Мельников-Печерский П. И. В лесах / П. И. Мельников-Печерский. — М., 1963.)
      В тетради (с. 46—47) дети создают свой сказочный образ старинного города-крепости, используя одну из композиционных схем изображения города-кремля.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru