Творческая работа: Нарисуй сюжетную композицию «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим».

Вид изобразительной деятельности: Рисование по памяти, по представлению (материалы по выбору).

Основные цели и задачи урока
1. Создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия учащимися подвигов русского воинства, запечатленного в истории России и в произведениях батального жанра.

2. Расширять представления детей о тематической композиции на ярких примерах изобразительного искусства. Способствовать развитию у них пространственного видения пропорциональных цветоотношений.
3. Развивать у третьеклассников живописно-графические и композиционные навыки в создании тематической картины с изображением человека в движении. Способствовать активизации воображения у детей в творческой работе над композицией.


Примерный ход урока


1. Беседа по тексту и репродукциям с исторических произведений искусства (У., с. 72—74). Работа по вопросам к представленным в учебнике художественным произведениям.
2. Выполнение учащимися в творческой тетради набросков человека в движении по представлению (с. 49).
3. Выбор детьми сюжета для батальной сцены, обдумывание композиции, приемов выделения композиционного центра с помощью света и цветового контраста и выполнение композиции в тетради (с. 49).
4. Итоги: рассматриваем рисунки, отмечаем их разнообразие, выявляем наиболее удачные, интересные.

      Эта тема связана с приближающимся праздником — Днем защитника Отечества. Так сложилось в нашей истории, что тема воинства актуальна во все времена: и в далеком прошлом, и в наши дни. Потому на уроке будет уместным вспомнить героические страницы далекой и недавней истории, поговорить о воинах — наших современниках.
      При обращении к работе Н. Присекина «Куликовская битва» обратите внимание детей, как достоверно, реалистично изображает художник знаменитое сражение (см. справочный материал). Предложите им самим рассказать, как художник относится к русским воинам и к врагам. Здесь о восхищении русскими богатырями говорит все: и крупный передний план, и уверенность в движениях, блеск доспехов и окраска коней, огромный победный стяг. А как изображает художник врагов-завоевателей и почему?
      Совсем иначе прославляется подвиг русского солдата в плакате. Обратите внимание учащихся на условность, лаконичность изображений. Пусть ребята, рассмотрев плакат (У., с. 73), ответят на вопросы, связанные с боевыми заслугами защитников Отечества в годы Второй мировой войны.
      Представление о солдатах — наших современниках — третьеклассники, конечно же, имеют, поэтому смогут рассказать о сюжете картины Ю. И. Циркунова «Тревожная группа» (У., с. 74) самостоятельно.
      Итогом беседы может стать вывод о том, что подвиги русского воинства достойны преклонения и восхищения, и о том, как художники, отдавая дань памяти преданности правому делу, по-разному воспевают ратный труд русских воинов. Во всем этом ощущается нравственная красота: красота подвига и патриотического чувства. Стремление передать ее на полотне достойно сильного эстетического переживания.
      Следует отметить, что рамки урока с данной тематикой могут быть расширены за счет внеклассного занятия.
      В качестве творческого задания учащимся предлагается создать образ воина любой эпохи.
      Настраивая детей на самостоятельную творческую работу, следует напомнить, что художнику удается только та картина, которая трогает самого автора. Именно поэтому учащимся предлагается выбрать такой сюжет, чтобы им самим было интересно. Для поиска средств выразительности в передаче художественного образа посоветуйте детям еще раз рассмотреть репродукции в учебнике. Вначале каждый должен определиться, какое историческое время будет отражено в рисунке — далекое прошлое, события Отечественной войны 1812 года или Великой Отечественной войны. Не исключено, что ребята захотят изобразить современные военные события, которых, к сожалению, немало и в наши дни. Затем третьеклассники обдумывают, какое действие будет совершать герой рисунка и какова будет окружающая его среда. Активизировать воображение детей при создании образа древнерусского ратника поможет фрагмент из книги А. К. Толстого «Князь Серебряный» (см. справочный материал).
      В творческой тетради (с. 48) учащиеся рассматривают еще одно героическое полотно — «Оборона Севастополя» художника А. А. Дейнеки. Картина очень динамична. Каждый солдат на ней максимально напряжен, совершает резкие движения, в полную силу, наотмашь в рукопашной схватке отбивает натиск врага. На примере одного из солдат подскажите детям, какими приемами пользуется художник в передаче стремительного движения, устойчивости фигуры. Обратите внимание на колорит. Он построен на контрасте белого, почти черного и красного. Предложите учащимся пояснить выбор такого цветового решения.
      Перед созданием композиции на свободном поле листа в тетради (с. 49) учащиеся выполняют набросок-эскиз образа воина в карандаше. Затем приступают к непосредственной творческой работе.

      Краткие справочные материалы

      Образ воина-ратника в русской литературе. На нем была легкая кольчуга. Ее ожерелье, подол и зарукавья горели дорогими каменьями. Вместо шишака на князе была ерихонка, т. е. низкий, изящно выгнутый шлем, имевший на венце и ушах золотую насечку, а на тулье высокий сноп из дрожащих золотых проволок, густо усыпанных во всю длину их яхонтовыми искрами. Сквозь полку шлема проходила отвесно железная золоченая стрела, предохранявшая лицо от поперечных ударов. На поясе, плотно стянутом пряжкой поверх кольчуги и украшенном разными привесками, звенцами и бряцальцами, висела кривая сабля, вся в дорогих каменьях. У бархатного седла фиолетового цвета с горощатыми серебряными гвоздями и с такими же коваными скобками прикреплен был булатный топорок с фиолетовым бархатным черенком в золотых поясках. Из-под нарядного подола кольчуги виднелась белая шелковая рубаха с золотым шитьем, падавшая на зарбасные штаны жаркого цвета, всунутые в зеленые сафьяновые сапоги, которых узорные голенища, не покрытые поножами, натянуты были до колен и перехватывались под сгибом и у щиколоток жемчужною тесьмою.
      Конь его, золотисто-буланый аргамак, был весь увешан, от головы до хвоста, гремячими цепями из дутых серебряных бубенчиков. Вместо чепрака или чалдара пардовая кожа закрывала его спину. На вороненом налобнике горели в золотых гнездах крупные яхонты. Сухие черные ноги горского скакуна не были вовсе подкованы, но на каждой из них, под бабкой, звенело по одному серебряному бубенчику. (Толстой А. К. Князь Серебряный. — С. 241—242.)
      Образ Куликовской битвы в живописи. В работе над большим монументальным полотном, которое было написано Н. Присекиным к 600-летию Куликовской битвы, сказалось его увлечение лаковой миниатюрой. Вот как об этом пишет сам художник: «Еще будучи студентом, я увлекся народными промыслами — Хохломой, Федоскиным, Палехом; изучал их технологию, а ведь известно, что ратные подвиги русских воинов не раз служили темой творчества народных мастеров. Желание написать картину о битве на поле Куликовом возникло у меня еще в ученические времена, но жизнь повернулась иначе, и я смог вернуться к ней значительно позже. Я побывал на Куликовом поле, попытался представить, где стояли русские дружины, откуда двигались Мамаевы полчища, где был спрятан засадный полк. Много прочитал о самой битве, изучал оружие и старинные доспехи — „шеломы черкесские", „щиты московские", „копия фряжские", сделал множество подготовительных рисунков, набросков, не сразу нашел композицию, которую задумал решить не как батальную картину, а в своем особом эмоциональном ключе».
      Многофигурная, остродинамическая композиция, в которой ощущается предельный накал смертельной схватки с врагом, мастерски написана художником.
      Все это стало возможным благодаря удачному сочетанию в таланте художника прекрасного графика, владеющего «снайперским» рисунком, режиссера-постановщика и живописца. (Николай Присекин: альбом / авт. вступ. ст. и сост. Н. В. Барнова. — М., 1989. — С. 14.)

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru