Творческая работа: Создай образ праздника проводов зимы. 
Вид изобразительной деятельности: Рисование по наблюдению, по представлению (обрывная аппликация).

 

 

Основные цели и задачи урока

1. Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа.
2. Создавать условия для эстетического восприятия ими красоты народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры.
3. Развивать у учащихся наблюдательность, образное видение и цветовосприятие. На примерах произведений искусства расширять представления детей об особенностях проводов зимы в разных регионах России.
4. Совершенствовать условия для овладения третьеклассниками живописно-декоративными и композиционными навыками в передаче образа весеннего праздника.

    
Примерный ход урока


1. Беседа о традиционном народном празднике Масленицы как одном из любимых весенних увеселений (У., с. 83—84).
2. Работа учащихся по репродукциям картин, представленных в учебнике (с. 83—84). Подготовка ответов на вопросы (У., с. 84).
3. Анализ композиции, цветового решения творческой работы учащихся детской художественной школы (У., с. 84, Т., с. 52).
4. Создание третьеклассниками собственной композиции масленичного праздника в технике бумажной аппликации (У., с. 84, Т., с. 53).
5. Итоги: любуемся праздничными картинами, созданными учащимися, заслушиваем авторов интересных композиций, даем оценку общего эмоционального состояния этих работ.

      Так уж устроена природа, что на смену одному времени года приходит другое. А на Руси издавна повелось всенародно отмечать смену сезонов в форме разнообразных праздников. Так, например, трижды встречают Осень (Осенины). «Не бывает и зимы без трех подзимков», — говорят в народе. С особым торжеством провожают Зиму и радостно, трижды встречают Весну. Праздник проводов Зимы называют всемирным праздником, т. е. гуляют всем миром. В нем участвует и стар и млад. Масленица, отмечавшаяся в старину, перешла в традиции современности.
      Этот праздник знаком учащимся, так как о нем разговор шел в 1 и 2 классах, многие из детей сами были его участниками. Предложите им рассказать о том, что запомнилось в масленичных гуляньях, которые проходят в их городе, селе, поселке.
      Активизировать представление ребят о Масленице помогут литературные произведения. Следует нацелить детей на выявление того,  как в них дана картина праздника, какие эпизоды, какие образные выражения использованы.
      Далее урок продолжает работа с текстом учебника (с. 83—84) и беседа по репродукциям картин.
      Предложите детям внимательно рассмотреть эти произведения, попытаться рассказать о том, что им здесь знакомо, какими средствами пользовались художники, чтобы создать атмосферу всеобщего гулянья, приподнятость настроения.
      Перед непосредственной творческой работой дети рассматривают коллаж «Масленица» (У., с. 84, Т., с. 52) и рассказывают, как удалось авторам этой композиции передать колорит старинного праздника, по каким признакам можно догадаться, что именно Масленица главный ее образ.
      В творческой тетради (с. 53) дети создают собственную композицию — образ праздника проводов зимы. Начинают они работу с карандашного рисунка, предварительно обдумав сюжет. Для этого можно вспомнить некоторые очень яркие моменты масленичного гулянья (катание с гор, лихие тройки, ярмарка, балаганные представления, аттракционы, сцены у самовара с блинами и т. д.). Затем идет подбор цветной бумаги (здесь можно использовать всевозможные фантики, цветные обложки тетрадей, старых журналов, имеющие богатую цветовую палитру). А теперь наступает самый ответственный этап работы: цветными кусочками бумаги, которую следует нарвать заранее, рисунок выклеивается с таким расчетом, чтобы каждый элемент изображения отличался от соседнего и тоном,  и цветом. Контраст цвета, яркость, насыщенность (как в лоскутной технике) помогут придать композиции тот неповторимый праздничный колорит, который и свойственен празднику Масленицы.

      Краткий справочный материал

Аттракцион — эффектный цирковой или эстрадный номер, устройство для развлечений в местах общественных гуляний — карусель, качели, тир и т. д.
Балаган — временная легкая деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ; старинное народное театральное зрелище комического характера.
Вертеп — большой ящик с куклами-марионетками, служивший местом для представлений на библейские и комические сюжеты.
Масленица — старинный славянский праздник проводов зимы, от которого сохранился обычай печь блины и устраивать увеселения.
Петрушка — кукла, главное комическое действующее лицо в русском народном кукольном представлении.
Ярмарка — регулярно устраиваемый в одном месте и в одно время большой торг с увеселениями, развлечениями.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru