Творческая работа: Выполни зарисовку понравившейся народной деревянной игрушки. 
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам русской деревянной игрушки (материалы по выбору).
Основные цели и задачи урока
1. Углубить и систематизировать представления учащихся о народной деревянной игрушке, способствовать эмоционально-ценностному восприятию ими образа игрушки как «зеркала жизни».

2. Обратить внимание детей на разные выразительные стороны игрушки, связанные с техническими приемами изготовления: резная игрушка, точеная, топорно-щепная.
3. Развивать навыки третьеклассников в изображении пропорций, цвета, образа игрушки.


Примерный ход урока


1. Знакомство детей с народной русской деревянной игрушкой из разных центров художественных традиционных промыслов: Сергиев Посад, Богородское, Семенов, Полховский Майдан, Федосеево (У., с. 85—87, Т., с. 54—55).
2. Беседа, раскрывающая определение: игрушка — «зеркало жизни», данное известным художником и исследователем игрушки Н. Д. Бартрамом.
3. Участие детей в изовикторине (Т., с. 54—55).
4. Выполнение учащимися зарисовок понравившихся народных деревянных игрушек (У., с. 87, Т., с. 56—57).
5. Итоги: выставка «Русская деревянная игрушка»; учащиеся-«искусствоведы» рассказывают о том, какой восхитительный мир открывают для себя посетители этой выставки.

      К теме, посвященной народной игрушке, мы обращаемся постоянно, начиная с дошкольного возраста1  и продолжая в 1 и 2 классах. И это понятно, так как игрушка с давних пор является выражением любви взрослых к детям. В ней мастера отражают целый мир труда и творчества по законам красоты.
      В 3 классе эта тема итоговая, направленная на обобщение выразительных возможностей народной игрушки. Это и сюжетное разнообразие игрушки, и выразительные возможности, обусловленные разными технологическими приемами художественной обработки дерева, и традиция изготовления, хранимая в поколениях, гордость за традиции русской деревянной игрушки.
      Русская деревянная игрушка — это целая область народного декоративного творчества, впитавшая традиции искусства резьбы и росписи по дереву. Знакомство с деревянной игрушкой поможет учащимся увидеть новые связи народного творчества с бытом, историей, художественными традициями и жизнью ее творца — народа, подскажет новые пути развития детского творчества.
      Зрительный ряд в учебнике и тетради предоставляет учащимся возможность увидеть деревянные изделия из традиционных центров  изготовления массовой игрушки. Это Московская область — Сергиев Посад и Богородское, Нижегородская область — г. Семенов, с. Федосеево, с. Полховский Майдан. В этих старинных центрах и сегодня создаются деревянные игрушки.
      Третьеклассники во время беседы отвечают на вопросы в учебнике (с. 85—86), стараются отличить игрушки по технике художественной обработки дерева: резная, точеная, топорно-щепная. Они уточняют свои представления о том, что в каждом центре создания игрушек мастера изготавливают определенные виды игрушек. Желательно привести примеры из жизни игрушечного промысла (см. справочный материал), чтобы усилить впечатление детей о мастерстве, о творчестве народных умельцев.
      Увлекательная задача — подвести детей к выводу о том, почему игрушку можно назвать «зеркалом жизни». Очевидно, в ней нашли отражение древнейшие образы, сохраняемые в народном искусстве на протяжении столетий, например: конь — символ солнца, слуга солнца; птица — символ света; медведь, который в старину воспринимался как особое существо, стоящее ближе других зверей к человеку, и др. Одновременно на игрушку наложили отпечаток самые разные исторические события и явления окружающей жизни: фигурки военных — после войны с Наполеоном 1812 г.; барыни, кавалеры, крестьяне; достижения техники, конструкторской мысли, поразившие народного мастера (пароходы, самолеты, автомобили и др.).
      В зарисовках народных игрушек учащиеся используют репродукции к данному уроку в учебнике (с. 86—87) и тетради (с. 54—55). Конечно, хорошо, если кто-то из учеников или учитель сможет принести настоящую народную деревянную игрушку.
      Во время рисования напоминаем детям о некоторых важных моментах в создании художественного образа, которые находят отражение в работе как народного мастера, так и художника:
      • начинай с абриса целостного силуэта игрушки, отметь пропорции фигурки;
      • наметь характерные элементы (движение, одежду);
      • в рисовании кистью начинай с основных цветовых пятен;
      • детали при работе цветом наноси на завершающем этапе.

      Краткий справочный материал

      Тарарушки из Полховского Майдана. Чтобы понять, как рождается тарарушка, следует сначала отправиться в токарное царство.
      В токарном царстве главенствуют мужчины. Их умелым и сильным рукам покоряются острые металлические резцы, которые мгновенно впиваются в круглое тело деревянной заготовки. Заготовки вставляются в станки, включаются моторы... И вот резцы, которые крепко держат руки токаря, удаляют лишнее из дерева. Путем удалений и рождается круглая токарная форма. Токарный станок, столярный инструмент — все отлаженное хозяйство мастер держит в небольшой избушке — мастерской, которую по-здешнему называют «работня».
      Давно ли появился токарный станок в селе? По сведению Ю. Арбата, занимавшегося историей возникновения промысла, документы свидетельствуют, что это было более двухсот лет назад. Известно также, что в старину никаких игрушек не точили. Местные токари славились умением делать поставцы ведерного размера — скрывни, большие глубокие чашки-блюда, крупные солонки. Изделия не окрашивались. Вещи получались превосходные и нужные в хозяйстве. Торговали ими бойко. Промысел был деловым.
      А как же возник художественный промысел по изготовлению веселых тарарушек? Ответ нам дает Т. С. Семенова, одной из первых исследовавшая особенности художественной системы майданской школы народного мастерства: «Многими десятилетиями, можно сказать, что веками, точили майданцы превосходную деревянную посуду для своих надобностей и на продажу. Но только в XX в., в наше время... началась здесь красочная роспись токарных изделий из дерева. Роспись разнообразная, оригинальная, талантливая; массовая роспись, которая сделала превосходный «деловой» промысел искусством. И токари стали работать по-иному. Богатырски-мощных ставней и скрывней они действительно больше не точат, надобность пропала, ушла. Но они стали выдумщиками, изобретателями, игрушечниками, в какой-то мере универсалами. Научились точить разное — от матрешки до веретена, от птички-свистульки до пистолета. И работа их теперь проходит в тесной связи с тем обстоятельством, что выточенное будет расписано».
      В красильном царстве все делают только женщины. Сначала обмазывают фигурки крахмалом, сваренным жидко, как кашка. Игрушки сушат, и они становятся белее снега. Майданцы крахмалят изделие до трех раз. Краска ложится на такой грунт хорошо, совсем не впитывается и нисколько не теряет своей яркости. При такой технике росписи краски на поверхности буквально светятся, сияют, горят. Затем перышками или кисточками начинают их разрисовывать. После наводки контура игрушки раскрашивают. Делая наводку и роспись, красильщица все время поворачивает вещь по кругу. Орнамент подчеркивает токарную форму тарарушек.
      Если выставить все игрушки, сделанные в Полховском Майдане, то ясно увидим, что все они — одна семья, несмотря на разнообразие форм, рисунка росписи. Почему? В коллективном труде майданские мастера выработали высокую традиционную культуру.
      Один из секретов живописи майданских красильщиц состоит в том, с какой легкостью они получают составные цвета: смешали желтую краску с синей — получили зеленую, алую с желтой — красную. Звучные цвета они получают и путем наложения прозрачного слоя одной краски на другой (лессировки). Наконец, напряженную звучность колорита майданцам удается получить благодаря удивительной способности использовать сочетание дополнительных цветов, умению учитывать особенности теплых и холодных тонов. По мнению Т. С. Семеновой, «дополнительные цвета — синий и оранжевый, желтый и фиолетовый, красный и зеленый — противопоставлены друг другу по спектральному кругу, создают наибольший цветовой контраст, что во всю силу и эксплуатируют майданские красильщицы, придя к закону эмпирически, в процессе своей художественной практики. Яркий, как бы светящийся изнутри красно-желтый или красно-розовый цветок положен на сверкающие яркой зеленью листья... Интуитивно хорошо чувствуя особенности тонов холодных и горячих, майданцы используют это свойство цвета в соответствии со своим вкусом и идеалом. Резко холодный розовый кладется рядом с горячим красным или холодный лимонно-желтый — с тем же красным. Особенно явственно это дает о себе знать в майданских зорях: словно из жаркой бани человек выскакивает на снег!»
      В красильном царстве мы знакомимся и с мотивами майданской росписи. Красильщицы распределили тарарушки на несколько больших групп: в одной — грибки и птицы-свистульки, в другой — матрешки, в третьей — яблоки-копилки и шкатулки разной формы, в четвертой — яички. Любуясь игрушками и ощущая бессознательную радость, которую как бы излучают орнаментированные росписи, мы вдруг обнаруживаем, что майданцы для каждого вида изделий находят определенный мотив росписи. Так, грибки и птицы утопают в травах и цветах; матрешки украшены ветками пышных цветов; на яблоках-копилках и шкатулках вспыхивают пейзажи с яркой зарей; на яичках — расписные клейма с птицами, цветами и даже кремлевскими башнями...
      Покидая царство токарей и красильщиц, мы уносим ощущение яркости, единства реального мироощущения и художественной условности в изделиях майданских умельцев, в их труде и искусстве, рожденном из народного быта, жизни.
      В гостях у игрушечника Н. А. Колобова. «Балясники» — так называют игрушечников в селе Федосееве, а «балясы» — игрушки, т. е. забавы, шутки, прибаутки.
      Федосеево находится недалеко от г. Семенова Нижегородской области, известного сегодня токарными изделиями и знаменитой хохломской посудой. Совсем не случайно игрушечный промысел зародился здесь. В конце XIX в. г. Семенов был центром ложкарного царства. Мастерство ложкарей ценилось. Отсюда отправлялось на ярмарки и раскупалось до 35 миллионов ложек. В промысле г. Семенова и окрестных деревень было занято девять тысяч ложкарей. Каких только ложек не делали мастера! Было много различий по форме лопасти черенка и назначению. Ложка была гладкой и писаной, для детей и взрослых. Были ложки-растирки, малороски двух видов, кленовые с крестиком, носатки, ложки с орлом, горчичные, салатники разных фигурных форм. Большого совершенства техники добились ложкари. Поэтому на базе технических умений ложкарей в конце XIX в. в одной из деревень Семеновского района — Федосееве — возник игрушечный промысел. Сначала из остатков от заготовок для ложек-дощечек начали сколачивать игрушечные стульчики, диванчики и другие предметы. Так же, как и на семеновской ложке, гусиным пером делали мелкую «крапку» — кое-какие цветочки, петушков и барынь.
      Игрушечный промысел рос, набирал силу. Сегодня деревянную топорную федосеевскую игрушку можно увидеть в Музее игрушки, в Русском музее. В чем привлекательность и неповторимость федосеевской игрушки?
      Рассматривая разнообразие «балясин», мы удивляемся, как образно и просто с помощью дощечек сумели мастера отразить целый мир детской игры: кони-каталки, крутящиеся карусели и мельницы, балалайки, топорики и молоточки; кукольная мебель (стол, стулья, кресла и диван, кровать, шкаф, буфетик), техническая игрушка (пароходы и пароходики, грузовик и легковушка, самолеты, трамваи). Все это собрано, сколочено, построено из многих строганых дощечек, тесаных палочек, щепочек. Собрано. Вот тут-то и открывается одна из особенностей топорно-щепной игрушки. Ее собирают из разных заранее заготовленных частей, конструируют. Не вырезают из целого, как резную, а соединяют разные части в одно целое. Это целое моделирует реальное движение или являет собой постройку.
      Заглянем в гости к одному из старейших мастеров — баляснику Н. А. Колобову и посмотрим, как он делает балалаечки, тоненькие да легонькие. Все в них устроено так, что можно даже что-нибудь сыграть.
      Заготовки мастер делает для многих балалаек сразу. Работает лишь топориком-секирой и ножом, даже гвозди при сборке забивает ножом.
      Заготовки — это маленькие кусочки дерева: дощечки, сколки. Мастер раскладывает их и молча, сосредоточенно собирает. Вот и струны натянул.
      Наступает ответственный и торжественный момент. Мастер пробует струны, раздается тонкий и не совсем простой перебор.
      «Вот, одна жива!» — радостно восклицает он.
      Как ни дешева игрушка, но детали, заготавливаемые сразу в большом количестве, делаются так, чтобы игрушка ожила. Поэтому, сработав каталку, мастер с удовлетворением говорит: «Жива каталка!» (Шпикалова Т. Я. Мастерская деревянной игрушки / Т. Я. Шпикалова // Начальная школа. — 1991. — № 3. — С. 37—43.)

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru