Творческая работа: Нарисуй свою иллюстрацию к любимой сказке. 
Вид изобразительной деятельности: Рисование по представлению (бумажная аппликация).
Основные цели и задачи уроков
1. Создавать условия для эстетического восприятия учащимися красоты героев народных сказок.
2. Выявить вместе с детьми в произведениях искусства художественные средства, которыми пользуются их авторы для трактовки положительных сказочных героев.

3. Развивать композиционные навыки учащихся, способствовать совершенствованию их умения выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы.
4. Формировать у третьеклассников способность к обобщению в создании сюжетной композиции, условно-декоративному решению замысла.


Примерный ход уроков


1. Беседа о сказке как об одном из видов народного творчества.
2. Просмотр с детьми иллюстраций к известным фольклорным произведениям, беседа о красоте их героев, о композиционных особенностях иллюстраций (У., с. 88—90).
3. Чтение учащимися композиционных схем к иллюстрациям (Т., с. 58—59), выявление местоположения дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою.
4. Выполнение третьеклассниками схематичного построения эскиза иллюстрации к сказке в технике бумажной аппликации (Т., с. 61).
5. Рисование по представлению иллюстрации к любимой сказке (У., с. 90).
6. Итоги: обсуждаем эскизы будущих композиций, находим наиболее удачные, советуем, что изменить в схеме тем, чьи эскизы менее совершенны.
      Урок приходится на время, когда весна все настойчивее вступает в свои права. Она с каждым днем все больше волнует людей, оживляет природу. Приступая к теме сказочных героев, уместно вспомнить сказки-веснянки. Вот, например, фрагмент из сказки сказительницы прошлого века А. Анисимовой «Царица-Ледяница»: «Много тысяч лет проходит. Каждый год в походы ходит царь Мороз со своей царицей, своенравной Ледяницей. Когда Мороз лютует, ледяным дыханьем дует.
      Но в привольном светлом крае, где живет царевна Майя, перед силою морозной встанет Солнце — витязь грозный, на сугробы снеговые бросит стрелы огневые, и Мороз щит опускает, и опять он отступает, и опять свою царицу Ледяную Ледяницу мчит назад, в края снегов, в царство вечных холодов.
      А в прекрасном крае Майи все встает и расцветает, все растет, ликует, любит. Никакой мороз не сгубит корни жизни бесконечной — есть она и будет вечно!» (Анисимова А. П. Бабушкины янтари: сказки и рассказы / А. П. Анисимова. — М., 1959. — С. 158.)
      Восторженные, ликующие слова концовки сказки говорят о всеобщей любви людей к дням весны, свету, теплу. Не случайно и зовут это время красиво, ласково: царевна Майя, весна-красна, Веснянка. Рассмотрите работы Н. Рериха (У., с. 62, 65). В ряд подобных героев можно поставить и Снегурочку — дочь Весны и Мороза. Снегурочка — это дитя холодов и стужи, но манит ее совсем другая жизнь. Читаем детям фрагмент сказки А. Островского «Снегурочка».

С подружками по алую малину,
По черную смородину ходить,
Аукаться, а зорькою вечерней
Круги водить под песни, вот что мило
Снегурочке. Без песен жить не в радость.

      Предложите детям рассмотреть художественный образ Снегурочки, выполненный М. Врубелем (У., с. 88). Пусть они пояснят, почему это изображение вызывает чувство нежности, любви и беспокойства за Снегурочку. Как художник добивается этого? Как помогают такому восприятию образа внешний вид героини, костюм, наклон головы, положение рук, окружающее пространство? Совсем по-другому дан М. Врубелем образ царя Берендея, героя той же сказки. Выполненный в технике майолики, он производит совершенно иное впечатление. Почему?
      Не менее манит, притягивает к себе сказочный образ Царевны Лебеди. Возможно, дети сами догадаются, из какой она сказки, кто ее автор; пусть пояснят, почему она так восхитительна и то, как добился этого М. Врубель. Пусть попытаются, вспомнив пушкинские строки, описать царевну.
      Далее беседу следует повернуть от авторских сказок к народным. Народ — поистине творец, им создано столько красивых и мудрых сказок! В них живут замечательные волшебники, в них происходят чудесные превращения. И всегда добро побеждает зло. Ребята вспоминают любимые сказки, их наверняка много. Предложите детям на примере одной из них рассказать о добрых и злых героях, о кознях, которые строят злыдни, о том, как все в сказочном сюжете помогает главному герою одержать верх над злом.
      В учебнике (с. 90) учащиеся рассматривают иллюстрации к народным сказкам, выполненные И. Билибиным, отвечают на вопросы (с. 88—89). В творческой тетради (с. 58—59) читают композиционные схемы к картинам на сказочные темы. Эти схемы подскажут, как определить главного героя, как добиться его выделения среди других персонажей. Сравнивая схематичные изображения с иллюстрацией, дети увидят, что все детали в композиции подчинены главному. Зритель должен ясно видеть это главное (будь то жар-птица, сестрица Аленушка или царь Берендей). Для него автор продумывает место (оно может быть в центре, смещено в сторону или располагаться совсем в углу), большое значение имеет цвет (очень насыщенный, яркий или, наоборот, спокойный на фоне многокрасочности окружающего героя цвета). Все детали и второстепенные герои должны быть изображены так, чтобы их положение, наклоны фигур, взгляды, повороты головы, движение рук были направлены к главному герою. Это относится и к размещению растений. Это хорошо видно на схемах.
      На этом уроке дети выполняют эскиз будущей композиции (Т., с. 61). Вначале, как и в работе над любой тематической композицией, идет выбор сказки, сюжета, определение действующих лиц и главного героя, которые войдут в изображение. Затем в тетради происходит поиск схемы композиции. Для этого предложите детям воспользоваться цветными кусочками бумаги. Сначала подобрать бумагу для будущего фона (цвет бумаги, соответствующий цвету пейзажа, или цвету интерьера помещения, или просто передающий цветной фон), затем найти цветные бумажные кусочки для схематичного обозначения сказочных героев. Дети экспериментируют с бумагой, передвигают, изменяют величину кусочков, заменяют один цвет на другой. В этой работе не нужны детали: фигуры людей, растений, животных берутся обобщенно. Важно, чтобы в результате появилось изображение, условно напоминающее будущую композицию и состоящее из цветных пятен, расставленных в определенном порядке, которые при условии удачно найденного расположения следует закрепить на поверхности клеем.
      Согласно заданию учебника (с. 90) третьеклассники выполняют иллюстрацию к любимой сказке.

      Краткий справочный материал

      Сказочные образы в творчестве русских художников. Картина «Царевна Лебедь» (1900) выполнена М. А. Врубелем (1856—1919) под впечатлением оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Пейзажный фон напоминает живописный театральный задник, а фигура, изображенная крупным планом, — будто бы на авансцене. В облике царевны есть что-то загадочное, волнующая таинственность, которую подчеркивают в пейзаже переливы розоватых отблесков заката и надвигающейся синевы ночи.
      В своем письме Н. А. Римскому-Корсакову М. А. Врубель писал: «Я благодаря вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду». Художнику казалось, что он уходит от темных наваждений мира в мир ясный, светлый, подобный царству берендеев. Русская сказочная и былинная тема у Врубеля противостоит теме Демона, так долго волновавшей его. Вот, например, его Снегурочка улыбается ласково, дремотно, она осыпана снежными звездами. Здесь все таинственно, лирично. Так же мягко, по-доброму создан образ Весны-Красны; незлой леший поднимается с восходом месяца из тонких зарослей; в алмазном сиянии утра выходят из моря тридцать три богатыря.
      Особое место в сказочном творчестве Врубеля занимает майолика. Увлечение художника скульптурой, ярко проявившееся в его бытность руководителем гончарно-керамической мастерской в подмосковном имении одного из крупнейших русских меценатов того времени С. И. Мамонтова (1890-е гг.), выросло до уровня настоящего художественного явления, ставшего этапом в развитии русской пластики.
      Скульптурные образы Врубеля «Садко», «Купава», «Лель», «Весна», «Мизгирь» рождены гениальной фантазией художника, его стремлением передать тонкое настроение, лиризм. С майоликами Врубеля в русскую скульптуру входят поэзия, жизнеутверждающее полнокровие цвета и вообще декоративные начала, продиктованные народным эпосом, русской сказкой, поэтизированными образами русских крестьян. (Дмитриева Н. А. М. А. Врубель / Н. А. Дмитриева. — Л., 1990.)
      Н. К. Рерих (1874—1947) был художником-сорежиссером и художником-содраматургом. Он сочинял либретто и в содружестве с композитором И. Стравинским создал один из наиболее новаторских балетов «Весна священная», в котором через ритмы языческих плясок на фоне яркой земной радости, весеннего возрождения Земли, утра человечества передана суть обрядов языческой Руси. Рерих создал и костюмы к этому балету, в которых с большой любовью к славянским традициям очень бережно и тонко выразил их глубокое понимание. Эскиз костюма девушки к балету Стравинского — это не просто костюм — это образ юный, лиричный. Он красив в своей статичности, некоторой умышленности, подчеркнутой наклоном головы, скрещением рук. (Беликов П. В. Рерих / П. В. Беликов, В. П. Князева. — М., 1972. — С. 81.)
      Древнерусский костюм в творчестве художника-графика И. Билибина. Иллюстрации к первым трем сказкам — «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке», «Царевна-Лягушка» и «Перышко Финиста — Ясна сокола» — стали профессиональным утверждением И. Билибина как художника-графика. Последовал заказ на оформление сказок «Василиса-Прекрасная», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка». Вся серия была издана в 1901—1903 гг. Работая над ней, Билибин провел три лета в Весьегонском уезде. Здесь шло интенсивное накопление типологического материала из сферы древнерусского народного искусства. Его героини одеты в длинные сарафаны, синие или цветные с застежкой до полу и узорным позументом вдоль краев. Некоторые оригинальные формы одежды явно не придуманы, а взяты из жизни — такова одежда Василисы («Василиса Прекрасная»). Художник одел ее в сарафан и коротенькую рубашку («рукава» по местному наименованию), которая на груди переходит в передник, составляя с ним единое целое. Не случайно Василиса предстает в этом наряде дважды — со спины и лицом. Это говорит об особом внимании Билибина к необычной детали местного женского костюма.
      По свидетельству жены художника Р. Р. О’Коунель, «у Ивана Яковлевича дома имелось шесть полных комплектов русских женских костюмов с головными уборами... Эта коллекция служила ему подсобным материалом при его работах над иллюстрациями к сказкам и былинам. Часто мне приходилось позировать в этих костюмах для персонажей его сказок. Так, я позировала ему для Стрельчихи в иллюстрациях к сказке „Поди туда — не знаю куда..."».
      Костюм Стрельчихи — одно из лучших воплощений народной одежды в билибинских иллюстрациях. Рубаха ее украшена традиционными каргопольскими вышитыми оплечьями.
      Длиннополое русское платье представляло собой, по определению Билибина, «костюм покоя». Характерна была многослойность костюма — почти одинаковые по покрою и ткани одежды, распашные и на пуговицах, надевались друг на друга. Широк был спектр приемов украшения одежды — тканый узор, вышивка, кружево, плетеное из металлических нитей, жемчужное шитье, пуговицы, кисти, драгоценные камни, сочетание различных тканей, мехов и т. д. Все эти одежды — сплошной орнамент: крупный и мелкий, простой и сложный, растительный и геометрический. Сказочную красоту являла вся эта смесь золотых и разноцветных тканей, свезенных и с востока, и с юга, и с запада. Пояса, рукава, воротники, ожерелья и оплечья, поразительные для иностранцев шапки — все это богатство форм превращало древнерусский костюм в величественное сооружение, «все это объединялось в одном общем спокойном покрое русского платья. И русские любили свое платье и вкладывали в него поэзию...» — писал И. Билибин.
      Наиболее сильным выразительным средством билибинских иллюстраций, заимствованным в древнерусском костюме, стал текстильный орнамент. Его праздничность, пышность, определившая во многом качества русской культуры XVI—XVII вв., сказалась в дальнейшем на развитии крестьянской вышивки, на которую влияли драгоценные «заморские» ткани. Художник предпочитает крупноузорные формы и вследствие этого избегает передачи резких поворотов, сильных движений во имя сохранения пластического единства и уменьшения линий, режущих орнамент.
      Графическая манера Билибина складывалась на основе особой твердости руки — это отразилось в домашнем, почти былинном прозвище Иван Железная Рука. Он пользовался кистью со специально обрезанным тупым концом — с ее помощью создавались его «стальные» контуры. Пером он не рисовал, считая, что кисть дает более плавную, певучую и сочную линию. Точное и тщательное исполнение рисунков он считал обязательным для книжного графика. (Билибин И. Я. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике / ред.-сост. С. В. Голынец. — Л., 1970.)

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru