Цели и задачи работы с изобразительным материалом вернисажа
1. Помогать учащимся открывать для себя красоту летней природы, отраженной в картинах вернисажа.
2. Создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия детьми явлений природы, отраженных в произведениях художников.
3. Развивать способность третьеклассников к образному, поэтическому видению природы в действительности и в искусстве.

 

Примерный ход беседы

 

1. Беседа о характерных признаках летней природы, отраженных в произведениях вернисажа.
2. Сравнение наблюдаемых детьми природных явлений с их образным воплощением в художественном творчестве.
3. Итоги: обобщение впечатлений учащихся от увиденного, выслушивание их собственных суждений о разнообразии состояния летней природы и о красоте летнего пейзажа в картинах вернисажа.
      Включаем изобразительный ряд летнего вернисажа в уроки четвертой четверти.
      Как и на предыдущих вернисажах, в экспозицию включены произведения художников разного времени. Среди них прославленные художники XIX в. (И. Шишкин, В. Поленов, Н. Дубовской) и известные художники XX в. (Н. Крымов, А. Герасимов, А. Дейнека, А. Рылов). Желательно по возможности, чтобы ряд этот учитель и учащиеся дополнили известными произведениями местных мастеров.
      Вопросы в учебнике (с. 95) направляют и активизируют эстетическое восприятие учащихся, помогают увидеть, как по-разному художники любуются летней природой, какое существует разнообразие сюжетов, состояний природы. Некоторые из вопросов направлены на установление связей между знаниями учащихся о цвете, воздушной перспективе и сведениями о приемах письма авторов картин, включенных в вернисаж. В целом приведенные вопросы и те, которые, конечно же, будут возникать в процессе живой беседы на вернисаже, должны помогать третьеклассникам понять, что полотна требуют пристального, неспешного разглядывания, порой вслушивания, ибо картина нередко имеет множество звучащих деталей. Важно помнить о том, что эти художественные произведения помогают зрителю испытывать чувство любви к своей Родине. Приведем всего лишь такой пример.
      Трудно представить себе отечественную живопись без картин И. Шишкина, утверждающих величие и красоту родной земли.
      «Как заколдованный, зрил художник невыразимую прелесть окружающего его мира. Он мечтал... Может быть, в этот миг и родился сюжет картины „Дождь в дубовом лесу". Да и не сам ли автор бредет, заложив руки в карманы и подняв воротник...
      Шишкин в этом холсте показал себя как виртуоз станковой живописи. Тончайшие нюансы цвета, тона и света пронизывают всю картину. Поистине это полотно могло бы украсить лучшие музеи планеты. <...>
      В этом полотне во всей дивной красе предстает перед нами храм живой природы. <...>
      Шишкин велик! Он покоряет нас сегодня мудростью своего мировидения, лишенного хоть какого-то намека на суетливость и компромисс. Его новаторство — в устойчивости, чистоте традиций, в первичности и цельности ощущения мира живой природы, в его любви и преклонении перед натурой. Не рабское следование и копирование, а глубочайшее проникновение в душу пейзажа, верный, однажды взятый камертон могучей песни — вот что свойственно былинному складу творчества Шишкина». (Долгополов И. В. Рассказы о художниках.)
      Целостному эстетическому восприятию мира природы будут способствовать и звуки музыкальных произведений, и поэтические строки, которые по возможности желательно использовать на занятии.
      Главный вывод беседы о произведениях искусства, представленных на вернисаже, должны сделать сами третьеклассники: Земля, на которой мы живем, бесконечно разнообразна и красива. Художники и народные мастера, черпая свои творческие силы от матушки-природы, прославляют и возвеличивают ее красоту.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru