Творческая работа: Упражнение-эксперимент на изображение цвета воды. Создай картину весенней навигации по наблюдению, по памяти или представлению (акварель, кисти, фломастер).

Основные цели и задачи урока
1. Создавать условия для эстетического восприятия учащимися красоты весеннего пробуждения водных источников.
2. Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на произведения художников-маринистов.

3. Развивать у учеников наблюдательность, образное видение и цветовосприятие на примерах наблюдаемых морских и речных пейзажей, произведений живописцев.

4. Совершенствовать условия для овладения третьеклассниками живописно-графическими и композиционными навыками в передаче образа водных просторов.


Примерный ход урока


1. Беседа об одном из главных признаков весны — таянии снегов, оживлении рек, озер, морей.
2. Работа учащихся (У., с. 96—99): рассматривание морских пейзажей, подготовка ответов на вопросы.
3. Чтение третьеклассниками композиционных схем и нахождение соответствующих им живописных произведений (У., с. 99).
4. Экспериментирование детей с цветом и выполнение ими творческого задания в тетради (с. 62—63).
5. Создание картины весенней навигации (У., с. 98, Т., с. 63).
6. Итоги: организуем вернисаж из морских пейзажей и любуемся разнообразием весенних картин. Выслушиваем суждения детей, высказывающих свои впечатления от работы над морским пейзажем.

      Наступает время, когда во многих уголках России идет бурное таяние снега, хотя есть места, где он уже совсем сошел. «Без воды весны не бывает», — говорят в народе. А еще говорят: «Вешней воды никто не уймет», «Вода свое возьмет». Удивительное это время —  половодье. Проснувшиеся реки и озера образуют разливы, они прекрасны, хотя и опасны. На этом уроке желательно в беседу включить сведения о региональных особенностях половодья.
      Настройте детей на интересные рассказы о наблюдаемых ими в ваших краях таянии снегов, разливах вод, о том, что в этих картинах природы привлекает ребят больше всего. Далее беседу можно продолжить с опорой на текст учебника и репродукции морских пейзажей (с. 96—99). Предложите детям ответить на вопросы о природных состояниях, отраженных в картинах (спокойствие, буря, шторм, сумерки, тревога и т. д.), о том, чем любуются авторы художественных произведений, что им кажется прекрасным. Сравнение схематических изображений с картинами поможет учащимся лучше понять композиционный строй каждой из них, догадаться, почему в композициях уровень горизонта разный.
      Трудности в передаче цвета морской глади, волн испытывают все, кто пытается писать море. Это действительно непростое дело. Но есть художники, которые мастерски, виртуозно создают морские пейзажи, — это маринисты. Расскажите детям об одном из таких художников — И. К. Айвазовском.

      Краткий справочный материал

      И. К. Айвазовский (1817—1900) занимает исключительное место в истории не только русской, но и мировой пейзажной морской живописи. Он родился в Феодосии (Крым), но закончил в Петербурге Академию художеств с золотой медалью. В течение двух лет, по решению академического совета, Айвазовский работал в Крыму, изучал натуру. Постепенно он перешел к работе по памяти, пользуясь только контурными зарисовками, сделанными с натуры, и добился в этом большого мастерства. Поэтичность, свежесть восприятия и способность убедительной передачи природы помогли художнику завоевать всеобщее признание.
      Его картины «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн» и многие другие вот уже более ста лет волнуют воображение зрителей. С неподражаемым эффектом он пишет морские волны, чуть ли не до неба вздымающиеся и пенящиеся, прозрачные и дробящиеся брызгами; поразительно точно изображает морской штиль («Черное море»). На этой картине только небо и вода. Но, по словам И. Н. Крамского, «вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее».
      Айвазовский сумел, как никто другой из художников, выразить в живописи потрясающую грандиозность морского пейзажа. (См. подробнее: Айвазовский. Документы и материалы / сост. М. С. Саргсян. — Ереван. — 1978; Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский. 1817—1900 / Н. С. Барсамов. — М., 1962; 1967; И. К. Айвазовский: альбом репродукций. — Л., 1983.)
      Упражнение-эксперимент дети выполняют в творческой тетради (с. 62), они подбирают оттенки цвета, которые характерны для изображения воды, морских или речных пейзажей. Следует обратить внимание на то, что воду можно писать не только голубыми или синими красками. В зависимости от времени суток, освещения солнцем (восхода или заката) или луной водная поверхность может быть самых разных оттенков: зеленых, голубых, оранжевых, сиреневых, фиолетовых, изумрудных и т. д. Важно иметь в виду особенность воды принимать и отражать те цвета, которые задаются определенным состоянием природы. Предложите третьеклассникам найти этому подтверждение в репродукциях, пояснить цветовую гамму картин.
      В творческой тетради (с. 62) по памяти или представлению ученики выполняют наброски силуэтов судов, лодок, кораблей, которые, как и пробуждающиеся водоемы, моря, оживают, готовятся к навигации, к плаванию. Детям предлагается изобразить картину весенней навигации (У., с. 98, Т., с. 63). Предварительно обсуждается сюжет, композиция и состояние природы, которое отразится в колорите картины.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru