Творческая работа: Повтори цветок розы на павловских шалях.
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция на повтор и вариацию цветочного мотива на павловских платках (акварель, гуашь, фломастер).
Основные цели и задачи урока
1. Содействовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися цветов и цветущей ветки, помогая им почувствовать своеобразие связей декоративного мотива с действительностью и художественной традицией.

2. Активизировать творческие поиски учащихся на основе художественного принципа народного искусства (повтор, вариация).
3. Углублять представление детей о связи декора с поверхностью украшаемого предмета, о значении шали или платка в ансамбле русского костюма.
4. Формировать у третьеклассников навыки в передаче декоративного, выразительного силуэта цветочного мотива.
      К уроку необходимо дополнительно подобрать репродукции произведений с изображением женщины в русском костюме с платком или шалью (В. Суриков, Ф. Малявин, А. Рябушкин, М. Нестеров и др.).

  
Примерный ход урока

 

1. Беседа «Цветы России на павловских платках и шалях». Русская набойка: традиции мастерства (У., с. 100—101, Т., с. 64—65). Любовь русского человека к родной земле и ее многоцветью. Красота родной природы в росписи жостовских подносов (У., с. 14—15) и в декоре павловских платков.
 Узорный платок в ансамбле русского костюма. Женские образы в живописи.
2. Повторение учащимися за мастером элементов растительного узора (У., с. 101, Т., с. 66—67).
3. Итоги: отмечаем, насколько выразительно в детских рисунках отражены колорит и характерные особенности декоративных мотивов павловского платка; выясняем, что особенно понравилось в узорах на платках и шалях.

      Беседа на данном уроке, как и на последующем, позволяет раскрыть живую связь узоров павловских платков с природой, с цветами — излюбленным мотивом в народном творчестве.
      Обширный иллюстративный материал, представленный в учебнике и тетради, помогает учащимся удивиться многообразию и красочности современных павловских платков. Они вспоминают мотивы розы и других цветов в жостовских подносах, гжельской росписи, определяют общее и различное в цветочных композициях павловских платков и жостовских букетов.
      Важно, чтобы третьеклассники пришли к самостоятельному выводу о том, что любовь русского человека к родной земле и ее многоцветью отразилась в замечательных цветочных узорах. Розы, васильки, ромашки, маргаритки, милые сердцу, умело вплетены мастерами в узоры изделий различных художественных промыслов России.
      Не поэтому ли узорный платок остается почти неизменным в облике русской женщины? Убор этот, существующий у нас уже века, образует непрерывную цепь традиций, он переходит из поколения в поколение, оставаясь всегда современным.
      Примечательным моментом, подытоживающим беседу, может быть обращение к творчеству исторического живописца В. И. Сурикова. В женских лицах на портретах и в исторических картинах художник искал и находил черты народной красоты и извечные особенности народного характера, стараясь подобрать костюм к лицу (У., с. 81). Поэтому на большинстве женских портретов В. И. Сурикова лица предстают в обрамлении платков. Женские лица на них «мерцают в этом узорчатом обрамлении, как жемчужины в раковинах». (Подробнее см. справочный материал к уроку 29.)
      В самостоятельной творческой работе учащиеся проявляют умение выбрать из множества вариантов цветочных мотивов в тетради и учебнике тот, который особенно затронул их душу, воображение, вызвал желание повторить. На палитре дети подбирают краски соответствующего тона, затем рисуют кистью.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru