Творческая работа: Нарисуй простым карандашом орнаментальный мотив — сказочный образ, образ-символ в народном творчестве. Выполни декоративное изображение нарисованного тобой сказочного образа в разной технике. 
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция с импровизацией по мотивам образов-символов в искусстве народов мира (тушь, перо, фломастер, гуашь, кисти, вырезная аппликация).


Основные цели и задачи уроков
1. Дать представление учащимся о мифологических и сказочных образах в орнаментальных мотивах в искусстве народов мира.
2. Углубить представление детей о связи материала, формы и техники исполнения в украшении художественной вещи, предмета; о связи красоты и функционального предназначения предмета.
3. Создать условия для выполнения третьеклассниками творческого замысла.
      
Примерный ход уроков
1. Беседа о том, как богатый животный мир Земли оживает в произведениях народных мастеров мира.
2. Прослушивание суждений учащихся, в которых они делятся своими представлениями об образах-символах в народном искусстве, полученными в течение разных лет обучения в школе.
3. Творческая работа.
4. Итоги: учащиеся рассказывают о своих творческих замыслах. «Эксперты-искусствоведы» определяют призовые места на выставке детских работ «У всякого мастера свои затеи».

Учащиеся внимательно рассматривают изображения сказочных, мифологических мотивов в народном творчестве, представленные на страницах учебника и тетрадей. Они вспоминают, какие сказки, легенды и поверья связаны с изображением Полкана, птицы Сирин, коня и оленя в произведениях народных мастеров, с которыми они знакомились в 1—2 классах.
Желательно привести сведения, которые помогают понять, как и почему в далекие времена человек обожествлял силы и явления природы. Так, например, в средневековых легендах представления о птицах были не менее фантастичны, чем о животных. Им приписывали мифическую силу и власть. Согласно представлениям той эпохи, орел, чтобы проверить силу и жизнеспособность своих детенышей, обращал их к солнцу: тех, кто не мог смотреть на солнце прямо, не закрывая глаз, сбрасывал с высоты. Таинственная сила птицы передавалась даже ее перьям. Поэтому к боевой стреле прикрепляли перо орла, чтобы она стала быстролетной и меткой. Такими стрелами особенно дорожили. У былинного богатыря Дюка Степановича, например, из трехсот стрел таких было всего три, и им «цены не было», «потому тем стрелам цены не было, колоты оне были из трость-дерева, клеены они клеем осетра-рыбы, перены они перьицем, пером сиза орла, а сиза орла, Орла Орловича...».
В целях активизации эстетического восприятия сказочных, мифологических мотивов предлагаем такие вопросы:
1. Каждый ли орнаментальный (декоративный) мотив напоминает реальный прообраз? Назови прообразы, которые ты узнал.
2. Какие орнаментальные образы кажутся тебе сказочными, фантастическими? В каком из обликов можно выделить сочетание черт, признаков нескольких живых существ (зверя и птицы и т. д.)? Назови их.
3. Как ты думаешь, если образ грифона составляют изображения орла и льва, то как можно расшифровать образы дракона, птицы Сирин, русалки?
Если в творческой работе на уроке 33 учащиеся могли выбрать любой образ зверя или птицы с целью создания орнаментального мотива, то на следующем, заключительном уроке они изображают одного зверя в разной технике (резьба, графическое решение, роспись, аппликация). Это может быть лев, Полкан, единорог, русалка-берегиня.
Желательно напомнить некоторые из мифологических представлений о животных.
Лев или барс — животные южного происхождения — глубоко вошли в круг образов народного искусства. К славянскому язычеству лев прямого отношения не имеет. Появление образа этого зверя в искусстве Древней Руси искусствоведы связывают с христианством, включившим в свою литературу и символику не только библейские образы, но и фольклорные мотивы восточных народов.
Царь зверей являл собой символ царской власти, потому его и помещали на княжеские гербы, на строения, возводимые по замыслу и под покровительством князя. Лев выступал при этом и как сила охранительная, и как глава природного царства, покорившегося крепости человеческого духа. Отнюдь не случайно образ льва использовали как символ сильного неусыпного стража. Распространенный в Византии и Древней Руси сборник назидательных рассказов о животных и птицах «Физиолог» повествовал о том, что лев даже спит с открытыми глазами: «...егда спит, а очи его сбдита».
Однако в представлении наших предков характер зверя стал иным: он как бы утратил черты свирепого и злого хищника, остались только сила, мужество и благородство, т. е. те черты, которые русский человек испокон веков ценил превыше всего, воспевал их в песнях, былинах и сказках.
Образ льва можно увидеть в скульптуре, на изразцах, в рисунках тканей, в изделиях из серебра, простого металла, дерева, керамики и многих других.
В учебнике и творческой тетради даны иллюстрации, раскрывающие связь материала, формы и техники исполнения сказочного льва: резная доска, графический рисунок, роспись, аппликация.
Учащимся можно предложить такие вопросы:
1. Чем отличается одно изображение льва от другого?
2. Как влияет выбор техники и приемов изображения на характер и выразительность силуэта зверя?
Свои знания и умения создавать декоративный сказочный образ третьеклассники реализуют в заключительной творческой работе.
При подведении итогов обратитесь к поэтическим строкам А. С. Пушкина из «Пролога» к поэме «Руслан и Людмила»: «У лукоморья дуб зеленый...»
Желательно также вспомнить, а при возможности продемонстрировать сохранившиеся творческие работы детей на подобную тему, которые они выполняли в 1 и 2 классах, но с иной творческой целевой установкой.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru