Цель всех дидактических игр этого раздела: развитие речи детей и обогащение словарного запаса.

 

«Подбери пару»

Ученик должен закончить логическую цепочку, ориентируясь на предложенный образец. Варианты заданий можно придумать самостоятельно. Для пояснения приведу несколько примеров:

Ребенок – дети, человек – …

Маот – отец, дочь – …, бабушка – …

Пустыня – верблюд, тундра – …

Стол – деревянный, стены – …

Самолет – самолетик, пароход – …, лодка – …

Шофер – автомобиль, летчик – …, космонавт – …

Соль – солонка, сахар – …, хлеб – …, масло – …

Чашка – чашки, чайник – …, тарелка – …, кастрюля – …

Корова – бык, курица – …, лошадь – …

 

 

«Сочини рассказ»

 

Ученикам предлагается придумать рассказ. Один из участников игры должен произнести первую фразу, другой – повторить её и добавить следующую, и т.д

Например:

1 ученик: «Жил-был в Антарктиде пингвин.»

2 ученик: «Жил был в Антарктиде пингвин. Однажды он пошел на прогулку» и т.д

 

 

«Подбери синоним»

 

Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже явление или предмет можно назвать разными словами. Такие слова, сходные по значению, и есть синонимы.

Педагог: «Заяц трусливый. А как еще можно его назвать?»

Ученик: «Пугливый, боязливый, робкий, несмелый»

Педагог: «Волк злой. А как еще его можно назвать?»

Ученик: «Сердитый, свирепый, жестокий»

Педагог: «Винни Пух смешной. А какими еще словами его можно назвать?»

Ученик: «Веселый, забавный, потешный»

 

 

«Подбери омоним»

 

Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже слово обозначает разные понятия. Например коса – это и сплетенные пряди волос, и сельскохозяйственное орудие, и узкая полоска земли, отходящая от берега. После этого можно предложить ученику самостоятельно подобрать омонимы к различным словам. Например:

Педагог: «Какие значения есть у слова «лук»?»

Ученик: «Съедобное растение, оружие для метания стрел»

Педагог: «Что означает слово «ключ»?»

Ученик: «инструмент для открывания замка, родник, музыкальный знак»

Можно обсудить с детьми значения таких слов как игла, ручка, нога, нос, язык и т.д.

 

 

«Подбери антоним»

 

Сначала нужно рассказать ребенку о том, что ко многим словам можно подобрать противоположные по смыслу, то есть антонимы.

Затем следует ввести в игру сказочного персонажа, например колобка, который очень любит искать антонимы. Дети передают колобка друг другу заканчивая при этом начатую фразу, например:

Ночью темно, а днем…

Компот жидкий, а кисель…

Мороженое холодное, а чай…

Слон большой, а муравей…

Башня высокая, а избушка…

Камень твердый, а глина…

Шоколад сладкий, а перец…

Сказки бывают смешные и …

 

- Подбери антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.

Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

Знай больше, а говори ... (меньше).

В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).

Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).

Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).

Мир строит, а война ... (разрушает).

Смелый побеждает, а трус ... (погибает).

Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).

Радость - свет, печаль - ... (тьма).

Шум - толпа, тишина - ... (одиночество).

Чтение - книги, пение - ... (песни).

Волки - лес, люди - ... (город).

Покой - движение, плен - ... (свобода).

Телефон - ухо, кино - ... (глаз).

Двор - ворота, дом - ... (дверь).

Весна - осень, рассвет - ... (закат).

Полезно прочитать детям стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра».

 

 

Игра «Слово в слове»

(в каждом слове «спряталось» еще одно слово)

 

Смородина, хлопушка, гармошка,  ласточки,  стрекоза,  морозы, тапочки,  дорожки,  бабочка,  буквари,  радуга,  дорога,  платочки, огород,  олень, угроза,  камыши,  морозы,  дорога,  лесник, ягоды,  гвоздика,  победа,  погода, фасоль,  скрипка,  восток, забор.

Ответы: смородина – родина, хлопушка – пушка, гармошка – мошка, ласточки – точки, стрекоза – коза, морозы – розы, тапочки – почки, дорожки – рожки, бабочка – бочка, буквари – буква, радуга – дуга, дорога – рога, платочки – точки, огород – город, олень – лень, угроза – роза, камыши – мыши, морозы – розы, дорога – рога, лесник – лес, ягоды – годы, гвоздика – гвозди, победа – беда, погода – года, фасоль – соль, скрипка – скрип, восток – ток, забор – бор.

 

 

Игра «Собери слова»

 

По кругу написано шесть букв. Сколько различных слов - имен существительных - вы здесь прочтете? Можно читать по ходу часовой стрелки и в обратном направлении: слова можно складывать из любых букв, только читайте их подряд, не пропуская.

 

 

Игра «Анаграмма»

 

Не раз в оркестре я звучала, 
Мой голос струнный так певуч! 
Но «Ф» мое поставь с начала, 
И я во тьму направлю луч.
(Ответ: «Арфа» — «фара».)


Вот вам - повозка, не телега, 
Но если в ней, взяв букву слева, 
Перенести на правый борт, 
То будет русских яблок сорт.
(Ответ:«Сани» - «анис».)

 

 

«Потерянные слова»

 

Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Возможно с первого раза кому-то не удастся правильно подобрать слово. В этом случае этим детям требуется помочь. Для этой игры прекрасно подходит стихотворение Даниила Хармса «Очень страшная история»:

 

Доедая с маслом булку,

Братья шли по (переулку)

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял (гулко)

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас (напасть)

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку (в пасть»).

 

Все закончилось прекрасно.

Братьям сразу стало (ясно),

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою (булку).

 

 

 

«Сочини стихотворение»

 

Дети младшего школьного возраста вполне способны сочинять простые стихи. Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь и образное мышление. Педагог предлагает ребенку две первые строчки стихотворения, а ученик – придумывает продолжение.

 

 

Ночной порой в глуши лесной

Медведь к дуплу пробрался…

 

 

 

Очень многие считают

Что коровы не летают….

 

 

 

Залез в бутылку таракан

А вылезти не смог…

 

 

 

-Эх, вздыхали червяки,

Раньше были рыбаки….

 

 

 

Убежало молоко

Убежало далеко….

 

 

 

Жора Кошкин из гнезда

Цапнул вороненка...

 

 

 


© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru