Какое в сегодняшнем литературном образовании отношение к изучению русского фольклора, в частности детских словесных игр? Понимают ли педагоги необходимость изучения устного народного творчества, осознают ли, что детские словесные игры содержат в себе огромный потенциал развития личности?

Изучая детские словесные игры в школе, учителя приобщают детей к великому творчеству народа, постигая его мудрость, его отношение к жизни. В этом огромное значение произведений фольклора, благодаря которому ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только осознаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.

Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способности постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на всё есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни от кого не зависящие решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями.

Все эти качества проявляются в процессе творчества. А учитель должен стать наставником, стимулятором детского творчества. Учитель передает детям все лучшее, что есть в нем самом. Сотворчество с детьми, конструктивное участие в различных видах деятельности помогает развиваться и самосовершенствоваться и учителю.

Cегодня остро стоит вопрос о формировании истинного патриота, любящего и уважающего свою Родину, её историческое прошлое, русскую самобытную культуру, народное творчество, искусство. Начинать работу необходимо с детьми младшего возраста, используя русскую народную тематику: малый детский фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию, лексику русского языка, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, какими богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера.

К.Д. Ушинский, не разделяя педагогику и методику, считал, что формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта.

Один из наиболее эффективных способов увлечь учеников словом, книгой, заложить фундамент духовного роста, когда начинает трудиться душа ребенка, - это юмор и игра. Строя урок, учитель творчески подходит к решению вопроса об оптимальном сочетании разных видов игр, учитывая общие интересы учеников, индивидуальные способности каждого.

Чтобы развивать творчество ребенка, кроме особой атмосферы, создать которую помогает игра, необходимы также знания и умения. Поэтому сначала целесообразно дать занимательный материал, который привлечет детей к какому-либо явлению: скороговорки, считалки, заклички. По мере пробуждения интереса предлагается ребятам и аналитическая работа: выяснение того, как построена скороговорка, нужна ли рифма и зачем. Ответы на эти вопросы человечеству известны давно, а ребенок открывает их для себя впервые. Поэтому такую работу можно считать исследовательской. Так создаётся почва для индивидуального творчества, для самовыражения, созидания нового. Ребята сочиняют собственные произведения: скороговорки, считалки, жеребьёвки, остроты, поддёвки.

Творчество необходимо для каждого, оно делает жизнь полноценной. Творческие задания требуют развитых чувств, наблюдательности, чуткого восприятия слова, наличие чувств юмора. Эти свойства личности требуют усилий, воли человека, его труда, они формируются в процессе творческой деятельности, поэтому необходимо учить ребёнка самостоятельно анализировать явления жизни, понимать себя и других людей, выражать свои мысли и чувства.

Все словесные игры помогают постигать законы грамматики, открыть в слове нечто необычное, свободно применять богатства языка в своей речи. Их не обязательно давать целым блоком, а можно включать в другие темы или использовать на заключительном уроке. Творческие задания следует предлагать по каждой изучаемой теме. Они покажут, как усваивают школьники курс словесности.

Игры со словами и в слова основываются на знании языка, его лексики, грамматики, стилистики. В словесных играх само слово во всех его формах, значениях и смыслах становится предметом игры, а сама игра вбирает в себя все приемы, правила игр – действий со словом и превращается в игру ума, воображения, фантазии, звуковых и образных ассоциаций. Словесная игра начинается с простых манипуляций со словом и постепенно переходит к его смысловым тайнам и глубинным языковым связям.

Простейшие словесные игры развивают мышление, заставляют анализировать, сопоставлять свои знания с услышанным. Развитию этих качеств способствует народная словесная игра-перевертыши. Игра состоит в чтении слов и целых фраз наоборот:

дом – мод

телефон – нофелет

Чему рад? – Дар умеч?

А роза упала на лапу Азора.

На вид ангел, а лег на диван.

Эта игра захватывает, вызывает невероятный азарт, учащиеся создают свой секретный язык для общения.

В работе над лексическим значением слова, его грамматикой используется игра «Заумный язык».

Простейшая форма создания заумного языка – прибавление после каждого слога в слове одного и того же звукосочетания, например слога – «КА». В результате фраза: «что ты ел на обед?» - будет звучать так: «Чтока-тыка-елка-нака-ока-бедка?» Второй игрок должен понять вопрос и построить ответ: «Супка-котка-лека-тука» (суп, котлету). Дети активно откликаются на такие преобразования. Они увлекаются подобными играми, когда учатся выражать в словах переживания, наблюдения, отношения, и поневоле углубляются в понимание смысла слов и его частей.

Дети очень любят придумывать необычные звукосочетания, новые слова. Для реализации этой потребности уместно использование игры «Тарабарский язык».

Учащиеся придумывают необычные слова: бука, хрынкнулась. Затем эти слова ставят среди значимых слов, и они приобретут смысл, оставаясь странными и необычными. Что такое бука и хрынкнулась?

«Летела бука по небу и вдруг хрынкнулась?» Бука получается что-то вроде птицы, бабочки, ракеты, а хрынкнулась – приземлилась, упала, а может и что-то совершенно другое. Дети стремятся понять, что означает слово, выяснить его происхождение, задача учителя - поддержать это стремление, нацелить ребят на творческий поиск.

Для развития чувства грамматического строя слова используется игра, заключающаяся в делении слова на части и осмысление этих частей в соответствии с их звучанием, но в полном противоречии со смыслом целого слова:

обезь-яна – обезь-Юля

за-бор – за-лес

о-брат – о-сестра

Сначала учитель сам предлагает такие слова, учит услышать и распознать их в непрерывном потоке речи, а затем нацеливает обучающихся на самостоятельный поиск.

Для развития внимания и памяти, а также развития логического мышления используются русские народные небылицы. Обучающиеся должны прослушать небылицу, заметить все нелогичные ситуации и объяснить их. Например, в небылице «Ехала деревня…» 5 нарушений логики:

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Выхватил телегу

Конь из-под кнута

И давай дубасить

Ею ворота.

Для развития чувства ритма, рифмы применяются считалки, заучивание которых наизусть способствует и развитию памяти.

Для деления класса на малые группы традиционно используются жеребьёвки народные, авторские, придуманные самими детьми, а считалки – для выбора командира команды.

С неба стрельца или с земли молодца?

Цепи рвать или колокол ломать?

Грудь в крестах или голова в кустах?

Соломинка, Эни, бени

Ярёминка, Фики, паки,

Прела, Турба, урба,

Горела, Касмалаки.

На море Фаус, баус,

Летела. Касмалаки,

Костюк, Бакс!

Мастюк,

Радивон,

Падивон.

Для развития чувства рифмы у учащихся, умения подобрать точную рифму, на основе принципов народной словесности, методистами разработана игра «Доскажи словечко». Она вызывает радость и чувство успеха, создает положительный эмоциональный настрой, а также подготавливает к сочинению собственных поэтических произведений.

Он верен морю, как матрос.

Предвестник бури…(альбатрос).

На ветке не птичка-

Зверек- невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто же это? ( Белка.)

Ты не бойся - это гусь,

Я сама его…(боюсь).

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый…(василек).

Детей младшего школьного возраста привлекают своей шутливостью и задорностью стихи – игра, где произведение строится так, что оно растёт как лесенка. Главное в нем не столько то, о чем говорится, сколько то, как ловко сочинитель – поэт играет словами, словно жонглер. Это докучные сказки – бесконечные сказки, которые можно рассказывать на переменах, подшучивая над товарищем, до тех пор, пока не надоест самому или пока не выдержит товарищ.

У попа была собака,

Он её любил,

Она съела кусок мяса,

Он её убил.

В землю закопал,

Надпись написал:

«У попа была собака…»

 

Жила-была бабка

У самой речки,

Захотела бабка

Искупаться в речке.

Купила бабка

Себе мочало.

Эх, как сказка хороша –

Начну сначала!

Жила-была бабка …

На уроках литературного чтения возможно применение докучных сказок при работе над понятиями: рифма, стихотворный размер.

Ребята могут сами сочинять докучные сказки по заданным сюжетам: например о хвастливом Зайце, который несколько раз рассказывает о своей встрече с Волком, все прибавляя себе храбрости, а потом неожиданно и в самом деле встречает Волка.

Еще одно творческое задание – игра «Акростих». Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. «Акростих» в переводе с греческого означает «краестишие». Эта литературная игра была распространена в России в XIX веке.

Класс делится на творческие группы по количеству букв в выбранном слове, слово записывается по вертикали:

Д – З –

Р – И –

У – М –

Ж – А –

П –

А –

Затем каждый учащийся из группы придумывает по одной строчке:

Довольно именем известна я своим;

Равно клянется плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле.

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями – не быть я создана.

 

Злится ветер за окошком

И стучится в нашу дверь.

Мимо пробежала кошка,

А теперь, дружок, в постель!

 

Группам дается ограниченное время на выполнение задания, определенные требования к содержанию, тематике, построению, средствам выразительности, что позволяет применить учащимся полученные знания по теории литературы на практике. Также сочинение «Акростиха» можно использовать в качестве творческого домашнего задания при изучении поэтических произведений.

Для развития силы голоса, умения регулировать собственное дыхание, что необходимо для отработки навыков выразительного чтения, используется детская народная словесная игра – голосянки. Цель игры – как можно дольше тянуть последний гласный звук:

Станем ли мы, братцы,

Голосяночку тянуть,

А кто не дотянет,

Того самого - о- о- о…

Для развития артикуляционного аппарата, четкости и внятности речи на уроках литературного чтения используются скороговорки в начале урока в качестве речевой разминки. В период обучения грамоте скороговорки используются в качестве чистоговорок – четкое внятное поизношение в умеренном темпе. Упражнения в произношении скороговорок, чистоговорок закрепляют правильное произношение звуков, отрабатывают дикцию, способствуют развитию голосового аппарата, темпа речи. В.В.Волиной на основе народных принципов построения скороговорок были разработаны чистоговорки по каждой согласной букве алфавита:

Ба- бо- бы- на дворе стоят стол…(бы).

Ду- до- да- гудят прово…(да).

Жа- жа- жа- есть иголки у е…(жа).

За- за- за- уходи домой ко…(за).

Ло- ло- ло- на улице теп…(ло).

Ми- ми- ми- поем ноту…(ми).

Ри- ри- ри- на ветке снеги…(ри).

В практической методике сложился следующий подход к этапам и приемам в работе со скороговорками:

1. Учитель записывает скороговорку на доске, медленно, четко читает, чтобы дети поняли, о чем в ней говорится.

2. Разъяснение смысла непонятных слов и выражений.

3. Выяснение способа построения скороговорки, частоты использования одного звука, затруднений в смене артикуляции.

4. Заучивание скороговорки наизусть и произношение во все увеличивающемся темпе.

Учитель предлагает свои скороговорки, сам он произносит их легко и быстро, а когда это попробуют сделать ребята, будет много веселья.

Погода, размокропогодилась – размокропогодилась погода.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать; надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь.

Съел Валерик вареник, а Валюшка- ватрушку.

У ежа и елки иголки колки.

Около кола колокола, и на колах- колокола.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

5. Сочинение детьми своих скороговорок на основе фольклорных образцов.

6. Использование скороговорок в обучении детей выразительному чтению, в частности в работе над логическим ударением, интонационной окраской:

а) Проворонила ворона вороненка.

Проворонила ворона вороненка.

Проворонила ворона вороненка.

б) Чтение скороговорок, как реплик в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему, соответственно утверждает, снимает опасения собеседника, соглашается или тоже сомневается.

б) конкурс на самого « быстрого скороговорщика» (выбрать 5-6 коротких скороговорок, повторять их несколько раз подряд, все убыстряя и убыстряя темп);

в) конкурс на лучшего «певца скороговорок» (выбрать 3-4 скороговорки и исполнить их на мотив частушки, колыбельной песни или веселого марша);

г) конкурсы на лучшего «знатока скороговорок» (1 вариант: включить в предлагаемый текст известные игрокам скороговорки, победитель тот, кто чисто и грамотно произнесет наибольшее число скороговорок: «речь умом не красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой» - скороговорки по памяти - «нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь»; 2 вариант: собрать рассыпанные «именные скороговорки» и произнести их: У Сени и Сани в сетях сом с усами. Собирала Маргарита маргаритки на горе. Осип охрип, Архип осип. Веселей Савелий сено пошевеливай. Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипел укроп.)

Учитель не должен быть единственным судьёй в оценке творческих работ учащихся. Важно, чтобы сами ребята учились оценивать свои произведения: с отдельных их качеств до обобщенной оценки. Оцениваются: меткость, точность, уместность употребления того или иного слова, неожиданность выражений, яркость картин, красота звучания, композиция – то, что делает высказывание искусством слова. Затем по группам ученики будут рассматривать детское произведение в соответствии с определенным оценочным критерием: одни подумают отвечает ли оно предложенному заданию, другие – удачно ли оно построено, третьи – есть ли в нем юмор, четвертые обратят внимание на культуру речи, на точность и выразительность слов.

Хорошим методическим приёмом в данной работе и вместе с тем тренингом для ребят может быть создание жюри со сменным составом. Члены жюри оценивают выполненное задание, поднимая карточки с цифрами – баллами, а по просьбе ведущего объясняют своё решение.

Важную роль в пробуждении интереса школьника к той или иной изучаемой теме, развитии его творческих способностей, фантазии играет юмористическая окраска учебных материалов. Ведь юмор всегда вызывает у подростков живой отклик. А именно детские словесные игры полны доброго юмора и смеха. Однако учитель не только знакомит учеников с образцами первоклассного юмора в народных и литературно – поэтических жанрах, но и предлагает аналитические задания, помогающие «увидеть» технику юмористического творчества, а также даёт простор для проявления чувства юмора в сочинении собственных произведений.

Игры в слова и со словами вводят ребенка в стихию языка и раскрывают ему законы языковой гармонии.

Произведения народного творчества знакомят детей с жизненным опытом многих поколений, мудростью и поэтической фантазией народа, выражающей мечту о преобразовании жизни, веру народа в торжество справедливости и добра, глубокую любовь к родной земле и её народу.

 

 

 

 

 


© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru