Игра с мячом

Все сидят за партами, как обычно в классе. В каждом ряду должно быть одинаковое число игроков. Один из сидящих за первой партой назначается капитаном команды. Капитаны получают по мячу и, как только раздается сигнал руководителя, передают мяч сидящим за ними, те в свою очередь передают мяч дальше вдоль ряда. Сидящие за последней партой, получив мяч, передают его своим соседям, после чего он переходит из рук в руки в обратном направлении. Когда мяч вернется на первую парту и будет передан капитану, капитан должен встать и поднять мяч вверх. Игра повторяется три раза. Побеждает команда, сумевшая раньше завершить передачу большее число раз.

Участникам игры запрещается вставать с места. Мяч надо передавать только сидя, из рук в руки, поворачиваясь в любую сторону. Бели кто-нибудь уронит мяч, он должен его поднять, сесть на место и продолжать игру.

Игру можно усложнить. На первые парты кладут по 5-6 различных предметов (книгу, тетрадь, карандаш и т. д.). По сигналу сначала передают вдоль ряда только первый предмет, за ним следом - второй, третий и т. д. Каждый предмет, как только он возвращается на первую парту, относится на стол к руководителю. Побеждает команда, раньше завершившая передачу.

 

Да или нет

Руководитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: «Ты сегодня завтракал в школе?», «У тебя по математике хорошие отметки?», «Говорят, что ты обижаешь малышей. Это правда?» Отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я сегодня завтракал»), надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я малышей не обижаю»), покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.

 

Веселые художники

В игре участвуют две команды по 9 человек в каждой. Участники команд становятся в затылок друг другу, одна в левом, а другая в правом проходах между партами. К доске на самом верху прикрепляют картинку с изображением клоуна. Картинка эта разделена на 9 клеток, клетки пронумерованы. На доске под картинкой перед началом игры надо начертить два квадрата (один слева, другой справа) и каждый разделить линиями на 9 клеток (как на картинке сверху) и в том же порядке клетки пронумеровать (рис. 1).

 


Рис. 1. Веселые художники

 

По сигналу первые номера бегут к доске и в клетках № 1 срисовывают ту часть картинки, которая помещена в клетке с таким же номером на картинке. Затем бегут вторые номера и в клетках № 2 рисуют то, что на картинке помещено в этой же клетке, и так один за другим, пока все клетки не будут заполнены, а рисунок завершен.

Зрители коллективно определяют победителя с учетом того, какая команда раньше закончила и чей рисунок получился лучше.

Для ребят постарше можно внести такое изменение: рисуют не подряд в одной клетке за другой, а в разных местах квадрата, в тех клетках, которые называет руководитель (сначала, допустим, в пятой, потом в первой, девятой и т. д.).

 

Дружная декламация

Выбирается отгадчик, которого просят выйти из класса. В его отсутствие между группами играющих распределяются слова стихотворения, которое знают все дети, например: «Собирались лодыри на урок, а попали лодыри на каток».

Когда отгадчик возвращается, ему объясняют, что сейчас ребята хором прочтут две строчки из знакомого ему стихотворения, а он должен будет его отгадать. Руководитель подает сигнал, и каждая группа одновременно произносит громко свое слово. Создается общий гул, вызывающий веселое замешательство.

Если отгадчику в этом гуле удастся уловить отдельные слова и припомнить стихотворение, он остается в классе, а вместо него в коридор выходит другой отгадчик. Если же он не смог правильно назвать стихотворение, ребята загадывают ему новое.

 

Пять имен

Двое играющих, мальчик и девочка (можно, чтобы это были представители двух команд), становятся в конце проходов между рядами парт. По сигналу они должны (сначала один, потом другой) пройти вперед, сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики - имена девочек, девочки - имена мальчиков). Это, на первый взгляд, очень простое задание, на самом деле выполнить его трудно. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имен (если в игре принимают участие команды, то засчитывается общая сумма имен).

Можно назвать пять других слов (имен существительных), относящихся к избранной теме (животный мир, растительный мир, предметы домашнего обихода и т. п.). Таких слов множество, а подобрать пять слов и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.

 

Тик-так-тук

Руководитель, обращаясь к ребятам, говорит: «Игра, которую мы сейчас проведем, требует внимания. Когда я дам один свисток, ребята, сидящие в левом ряду, кричат «Тик», на два свистка - ребята в правом ряду кричат «Так», а на три свистка сидящие в среднем ряду кричат «Тук». Посмотрим, в каком ряду будет больше ошибок».

Руководитель сначала дает подряд один, два и три свистка и повторяет это два-три раза, а потом свистки следуют вперемешку: два, один, три, три, два, один, один и т. д. Можно вместо свистков поднимать то правую, то левую руку, то обе руки вместе.

Побеждает тот ряд, в котором участники реже будут ошибаться.

 

Для кого? - Для меня!

«У поэта Владимира Лифшица есть одно очень хорошее стихотворение, - говорит воспитатель. - Я хочу; чтобы мы прочитали его вместе с вами. Когда я спрошу: «Для кого?», вы должны хором отвечать: «Для меня!» Если я спрошу: «За кого?», вы отвечаете: «За меня!» Понятно?» (Репетируют, а затем воспи­татель читает стихи.)

Воспитатель.

Кто-то где-то сделал парту

Для кого?

Ребята.

Для меня!

Воспитатель.

Начертили где-то карту

Для кого?

Ребята.

Для меня!

Воспитатель.

Доски грифельные красят

Для кого?

Ребята.

Для меня!

Воспитатель.

Все, что в школе, все, что в классе,

Для кого?

Ребята.

Для меня!

Воспитатель.

И пришел я на рассвете

В первый раз,

В первый раз,

Как и все другие дети,

В первый класс,

В первый класс.

Там звонки на переменке

Для кого?

Ребята.

Для меня!

Воспитатель.

Ставят счеты возле стенки

Для кого?

Ребята.

Для меня!

Воспитатель.

Там учитель ждет ответа

От кого?

Ребята.

От меня!

Воспитатель.

Значит, нужно так учиться,

Значит, нужно так трудиться,

Чтобы людям не стыдиться

За кого, ребята?

Ребята.

За меня.

 

Вторая программа

 

Отбей шар

Участники игры сидят в классе за партами как обычно. Каждый ряд образует одну команду.

Для игры нужны пять детских воздушных шаров (и несколько запасных, на случай, если придется заменить лопнувшие).

Команды двух крайних рядов получают по два шара, а сидящие в среднем ряду - один шар. По сигналу руководителя все стараются свои шары легкими ударами ладоней перебросить другой команде. Если у какой-то команды даже на короткое время окажутся одновременно три шара, руководитель дает свисток, останавливает игру, и этой команде назначается штрафное очко. Шары передаются командам как в начале игры; по сигналу руководителя игра возобновляется.

Особая роль у игроков, сидящих в среднем ряду. Они должны действовать на два фронта: отбивать шары, поступающие слева и справа (но зато свой шар у них был только один). Чтобы действовать организованно, они должны договориться, что шары принимают и отбивают только те ребята, которые сидят по соседству с противником (т. е. с левым или правым рядом).

Воздушные шары, как известно, не всегда послушны и могут улететь за пределы ряда. Нужно назначить двух дежурных (они стоят перед рядами парт), которые возвращают их обратно.

Игра продолжается несколько минут. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

 

Узнай свое число

Руководитель вызывает пять человек и каждому прикалывает на спине к одежде табличку с каким-либо числом. Это могут быть такие, например, числа: 3, 7, 1, 4 и 6. Никто не должен знать, какое число ему досталось, но сумму чисел (21) руководитель объявляет всем. Задача каждого из играющих состоит в том, чтобы определить, какое число у него на спине. Выяснить это можно единственным способом: подсмотреть, ка­кие числа на спине у остальных четырех играющих, и сумму этих чисел вычесть из объявленной суммы - 21. Но никто из играющих не заинтересован в том, чтобы показать свое число. Поэтому все передвигаются осторожно, стараясь оказаться позади других играющих, чтобы возможно скорее узнать все числа и одновременно скрыть свое.

Стоять на месте, прислонившись к стене, не разрешается. Зрители должны сидеть молча, не подсказывать.

Побеждает тот, кто первым назовет свое число.

Игру можно повторить 2-3 раза. В первый раз можно пригласить только троих участников, а потом увеличить их число до пяти.

 

Рисование вслепую

Руководитель вызывает кого-либо из желающих к доске и спрашивает, умеет ли он хоть немного рисовать. Получив утвердительный ответ, руководитель завязывает ему глаза и предлагает нарисовать на доске мелом домик.

- Сначала нарисуй дом без крыши,- говорит он. - Теперь дорисуй крышу, а потом окна, двери. Нарисуй на крыше трубу. Справа от дома нарисуй елочку. Изобрази дым, идущий из трубы. К дому ведет тропинка, нарисуй ее. Возле дома нарисуй забор.

Играющий выполняет все задания руководителя.

- Ну, хватит, - говорит руководитель, - будем считать, что твоя картина готова. Можешь снять повязку и посмотреть, что получилось.

Все присутствующие живо и с большим интересом комментируют рисунок, в котором дым может идти из окна, а дверь оказаться на крыше дома и т. п.

К доске вызываются другие желающие, которым точно так же завязывают глаза и которые рисуют по частям то, что предложит руководитель или они придумают сами.

 

Придумай рисунок

Воспитатель рисует на доске 4 геометрические фигуры, например такие, как показано на рисунке: 

 

 

Придумай рисунок

 

Затем он предлагает всем ученикам повторить их у себя в тетрадках, после чего говорит:

- Подумайте, что можно дорисовать к каждой из этих фигур, чтобы превратить ее в тот или иной рисунок (например, круг легко превратить в воздушный шарик, полукруг - в мышку и т. п.). Сначала нарисуйте все в своих тетрадках, а потом желающие выйдут к доске и покажут, как они справились с этой задачей.

Когда ребята придумают нужные рисунки, воспитатель вызывает к доске то одного, то другого из желающих, просит нарисовать придуманное и каждый раз спрашивает, кто придумал другой рисунок к этой фигуре. Чем больше разных рисунков появится, тем лучше.

 

Как расположены кружки

Руководитель чертит на классной доске в разных местах 5-6 кружков диаметром 12-15 см. Вызываются трое играющих, которым предлагают постараться запомнить расположение кружков на доске. После этого им завязывают глаза. Играющие должны по очереди подойти к доске и в центре каждого кружка поставить свой знак (один, допустим, галочку, другой - крестик, третий - треугольник). После этого повязки снимаются и результаты попадания видны всем. Победитель тот, кто точнее расставил свои знаки в кружках.

Игру можно повторить 2-3 раза, вызывая других играющих и сравнивая результаты. Можно также предложить каждому из играющих начертить на доске с закрытыми глазами две параллельные линии, равносторонний треугольник или другую фигуру. Это также нелегко выполнить.

 

Кто самый внимательный

Руководитель выбирает двух ребят, ставит их лицом к зри­телям, а перед ними на столе (или на стуле) кладет приз. Он объясняет, что приз достанется тому, кто окажется самым внимательным:

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери.

- Понятно, когда брать приз? - спрашивает руководитель.- На слове «три». - Правильно. Ну, тогда я продолжаю свой рассказ.

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили... А внутри

Рыбешек мелких увидали...

И не одну, а целых...

две.

 

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два...

марш!»

 

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори,

Разок, другой, но лучше...

пять.

 

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж, вы приз, друзья, не взяли,

Когда была возможность взять!

В. Ковальчук

Обычно играющие, ожидая, что слово «три» должно быть в конце куплета, не обращают внимания на это слово в тексте, его совсем не замечают и приз никому не достается.

Можно провести другую игру-соревнование, например такую. Играющие по очереди называют все числа подряд: один, два и т. д., но число три, а также число, которое делится на три или в которое входит слово «три», называть нельзя, вместо этого надо подпрыгнуть. Кто ошибется, выходит из игры. Приз достается победителю.

 

Сумма двух чисел

Руководитель вызывает кого-либо из ребят и спрашивает, сумеет ли он сложить два двузначных числа, записанных на доске столбиком. Получив утвердительный ответ, он говорит:

- Напиши на доске число 13, под ним напиши 28, подведи черту, сложи эти числа и под чертой напиши сумму.

Играющий все это выполняет.

- Молодец, - говорит руководитель, - сотри все написанное. Уверен, что каждый из наших учеников сумел бы это сделать. Ну, а теперь давай проверим, сумеешь ли ты все это проделать так же успешно еще раз.

Руководитель завязывает играющему глаза, дает в руки мел и диктует тот же пример (или другой - похожий).

Написать с закрытыми глазами одно число под другим, сложить их в уме и написать сумму под чертой очень трудно. Числа набегают одно на другое, сумма оказывается где-то в стороне. Эта шутка всем нравится и вызывает общее веселье.

Найдется много желающих повторить этот эксперимент.

 

Дорогие слова

- Мне хочется, ребята, прочитать вам стихотворение, которое написал поэт Александр Шибаев. В этих стихах некоторые слова отсутствуют. Я думаю, что вы сумеете их отгадать и произнести хором. Называется это стихотворение «Дорогие слова».

Дядя Саша огорчен,

Рассказал он вот о чем... -

Видел Настю, октябренка,

Я на улице сейчас.

Настя - славная девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но... давно уже от Насти

Я не слышу слова...

(«здрасте»),

 

А слово-то какое - Очень дорогое!

Встретил Витю я соседа...

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но - представьте! - зря от Вити

Ждал я слова...

(«извините»),

 

А слово-то какое!

Очень дорогое!

Он про внучку говорил:

- Экая досада -

Я портфель ей подарил,

Вижу - очень рада!

Но - нельзя ж молчать, как рыба,

Ну сказала бы...

(«спасибо»),

 

А слово-то какое -

Очень дорогое!

- Молодцы, ребята. Все отгадали. Никогда не забывайте про эти слова. А для того чтобы вы лучше запомнили самые необходимые, дорогие слова, мы с вами в заключение проведем еще одну игру.

Руководитель держит в руках два картонных кружка. Один окрашен с одной стороны в голубой цвет, а с другой стороны - в оранжевый; второй кружок с одной и с другой стороны - белый. Он показывает их ребятам и говорит:

- Когда я подниму голубой кружок, вы все кричите «Спасибо!», когда оранжевый - «Пожалуйста!», а когда белый - «Извините». Смотрите, не перепутайте.

Руководитель показывает попеременно то один, то другой кружок, два раза один и тот же. Многие ошибаются, но постепенно привыкают.

- Спасибо, ребята, - говорит руководитель. - Игра закончена. Извините, пожалуйста, что я заставила некоторых ошибаться, Больше я не буду. До свиданья. До завтра!


 

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru