«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатле­ний», - писал В.А. Сухомлинский. Но наш мир меняется стремительно. Введение стандартов второго поколения - это необходимость, продиктованная жизнью.

В связи с переходом на ФГОС НОО многим учителям начальных классов приходится менять методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности, а также свой подход к учебно-воспитательной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обще­ством к выпускнику школы. Основы формирования вы­пускника закладываются в начальной школе. Теперь в на­чальной школе ребёнка учитель должен научить, не только читать, писать и считать, но и сформировать новую группу новых образовательных результатов метапредметных, реа­лизуемых через универсальные учебные действия, состав­ляющие основу умения учиться. Учитель становится коор­динатором интересов ученика, его тьютором, экспертом, руководителем проектной деятельности.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить спо­собы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план се­годня выходят образовательные результаты надпредметно- го, общеучебного характера. Реализуя новый стандарт, каж­дый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональ­ной деятельности.

Развитие познавательных интересов ребёнка в процессе его обучения в младших классах - один из важнейших фак­торов успешности учения, причём не только в начальной, но и в основной школе. Все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предме­том рассуждений. С трудом можно себе представить весь объём информации, то множество знаний и навыков, кото­рые должен переработать и освоить ребёнок, чтобы ориен­тироваться в мире, жить в нём.

Многие диагностики познавательного интереса доказы­вают то, что формировать познавательные универсальные учебные действия очень эффективно через вовлечение уча­щихся в игровую деятельность на уроках русского языка и во внеурочное время.

Присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством раз­влечения.

Игры ценны тем, что позволяют учитывать индивиду­альные особенности детей, давать им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогать в игре слабому ученику. Для того, чтобы игра при обучении стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроке систематически и целе­направленно, единичная игра не дает никакого развиваю­щего эффекта. Так же не нужно забывать о том, что один из важнейших компонентов учебной деятельности - учеб- но-познавательная мотивация - у детей этого возраста осо­бенно успешно формируется именно в интересной для них учебной игре.

Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Пе­реход от игры к серьезным занятиям слишком резок, тут нужны переходные формы. В качестве таковых выступают дидактические игры. Эта своеобразная форма учебной дея­тельности - учение в дидактической игре - появляется уже в дошкольном возрасте. И обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлека­ющим. Для этого необходимо учитывать требования к ор­ганизации игр:

Актуальность дидактического материала:

коллективность;

соревновательность.

Правильно подобранные и хорошо организованные ди­дактические игры способствуют всестороннему, гармони­ческому развитию детей, помогают стимулировать у них тягу к получению новых знаний и формировать все уни­версальные учебные действия. Игры, представленные на сайте прошли апробацию в школах. Результаты показали, что данные игры помогают успеш­но формировать познавательные универсальные учебные действия.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Овладение обучающимися универсальными учебны­ми действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельно­сти учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Влияние специфики учебного предмета на освоение рассматриваемо­го универсального учебного действия проявляется, прежде всего, в различиях смысловой работы над текстом задачи.

В «Фундаментальном ядре содержания общего обра­зования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успеш­ность в овладении всеми школьными предметами и каче­ство образования в целом». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллек­туальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.

В частности, учебный предмет «Русский язык» обеспе­чивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.

Предмет «Русский язык» - один из фундаментальных предметов начальной школы. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школь­ника по другим школьным предметам. Язык - основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию. Следо­вательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых резуль­татах по русскому языку, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школь­ным дисциплинам, поэтому задача уроков русского языка заключается в развитии умений наблюдать и точно пере­давать свои мысли в устной и письменной форме. Изучение языка идёт не путём механического запоминания определе­ний, а через целенаправленный анализ и синтез языкового материала. Каждый урок русского языка строится в соот­ветствии с принципами.

 

Как сделать урок русского языка интересным, занима­тельным и любимым предметом для ребенка?

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является именно дидактическая игра. Цель игры - пробудить инте­рес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школь­ном возрасте игра наряду с учением занимает важное ме­сто в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра - это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематиче­ского восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведе­ниями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей по­является интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способству­ют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всег­да вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамот­ность письма.

Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русско­му языку можно, если систематически накапливать и отби­рать увлекательный материал, способный привлечь внима­ние каждого ученика.

Итак, игра - не просто любимое занятие детей. Она спо­собствует повышению эффективности учебного процесса, активизирует познавательную деятельность детей, являет­ся основой прочного и осмысленного усвоения программ­ного материала по русскому языку.

 

Тема «Имя прилагательное»

Игра «Каким может быть предмет?»

Игра направлена на формирования познавательных УУД: анализ, сравнение, доказательство.

В игре участвует 6 команд. Учитель является органи­затором, он только дает задание, дети самостоятельно вы­страивают ход игры: определяют время работы, какая ко­манда первая начинает читать, какая команда доказывает, какие команды победили (должно получиться три места: 1,2 и 3). Командам присваиваются степени: 1 место - степень Всезнайки, 2 место - степень Знайки, 3 место - степень чуть-чуть Всезнайки.

В этом задании детям предлагается быть учителями.

На доске в столбик записаны названия признаков: по цвету; по форме; по величине; по материалу; по месту; по времени.

Данные признаки распределяются детям на 6 команд: по цвету и форме - 1 и 2 команды; по величине и материалу - 3 и 4 команды; по месту и времени - 5 и 6 команды. После чего детям нужно проанализировать, подобрать и записать в тетрадях как можно больше имен прилагательных по данному виду признаков. После этого ученики сравнивают свои подобранные прилагательные: один ребенок читает, а остальные проверяют и добавляют, причем, детям нужно доказать, почему именно такое прилагательное относится к этому признаку. Выигрывает та команда, учащиеся кото­рой, записали наибольшее количество верных прилагатель­ных. Все эти правила обговариваются в начале задания.

 

Игра «Самый внимательный»

Игра направлена на формирования познавательных УУД: анализ, сравнение.

Игра проводится в парах. Учитель озвучивает тему игры, указывает время проведения каждого этапа игры, вы­полняет роль судьи: отмечает, какая пара выбрала наиболь­шее количество прилагательных, помогает разрешить споры.

Послушайте песню «Резиновый ёжик». У каждого из вас есть текст песни.

Первый тур: выпишите как можно больше прилагатель­ных (на эту работу детям дается 2 минуты). После поиска прилагательных, пары по одной называют все слова и от­мечают, какие уже назвали. В этом туре побеждает та пара, которая выбрала наибольшее количество прилагательных.

Второй тур: подберите к выписанным прилагательным существительные так, чтобы получились словосочетания и объясните их значения (2-4 минуты). Проверка слово­сочетаний проходит так же, как и в первой части: учени­ки по очереди читают и объясняют получившиеся слово­сочетания (2-3 минуты). Выигравшие пары награждаются судьей (учителем) степенями: 1 тур — «Научный ассистент», 2 тур - «Научный консультант».

 

Резиновый Ёжик

По роще калиновой

По роще осиновой

На именины к щенку

В шляпе малиновой

Шел ёжик резиновый

С дырочкой в правом боку.

Были у ёжика

Зонтик от дождика,

Шляпа и пара калош.

Божьей коровке,

Цветочной головке

Ласково кланялся ёж.

Здравствуйте ёлки!

На что вам иголки?

Разве мы волки вокруг!

Как вам не стыдно!

Это обидно,

Когда ощетинится друг.

Небо лучистое,

Облако чистое.

На именины к щенку

Ежик резиновый

Шел и насвистывал

Дырочкой в правом боку.

Милая птица,

Извольте спуститься -

Вы потеряли перо.

На красной аллее,

Где клёны алеют,

Ждет вас находка в бюро.

Небо лучистое,

Облако чистое.

На именины к щенку

Ёжик резиновый

Шел и насвистывал

Дырочкой в правом боку.

Много дорожек

Прошел этот ёжик

А что подарил он Дружку?

Об этом он Ване

Насвистывал в ванне

Дырочкой в правом боку.

 

Игра «Большой-маленький»

Игра направлена на формирование познавательных УУД: анализ, сравнение, смысловое чтение, доказательство.

В этой игре ученик играет каждый за себя. Учитель устанавливает время, отводимое на игру, объясняет ход игры и правила. Будет только один победитель и одна по­ощрительная степень. Победитель получает грамоту со сте­пенью «Эрудит», поощрительная грамота: степень «Самый любознательный».

На карточках написаны пословицы. В данные послови­цы вставьте противоположные по смыслу прилагательные (5 минут). Проверка происходит так же как и в предыдущем задании: один ученик читает, другие проверяют (2 мину­ты). Выигрывает тот, кто правильно подобрал все прила­гательные. Объясните смысл пословиц. Докажите правиль­ность выбранных слов (3 минуты).

... пенек опрокидывает ... воз. Даже самое ...дерево выросло из...семени. ...крючком ... рыбу не выудишь. На ... челне по... озеру не плавают. В ... лодку ... груз не кладут. ... дело лучше ... безделья.

 

Карточка с пословицами:

И мал пенек, да опрокидывает воз.

Даже самое большое дерево, выросло из маленького семени.

Маленьким крючком рыбу не выудишь.

На большом челне по маленькому озеру не плавают.

В маленькую лодку тяжелый груз не кладут.

Маленькое дело лучше большого безделья.

 

Тема: «Глагол»

Игра «Найди глаголы»

Игра направлена на формирование познавательных УУД: сравнение, доказательство.

Учитель выступает в роли судьи. Он следит за време­нем, отмечает количество подобранных и доказанных пра­вил. Дети сами определяют, сколько им надо времени (на­пример, 15 минут).

Игра проводится в два этапа.

На первом этапе ученики выполняют работу самостоя­тельно. Им предлагаются карточки с текстом. Нужно найти и выписать все глаголы.

На втором этапе игры, учащиеся объединяются в пары, сравнивают глаголы, выписанные из текста. Теперь уча­щимся нужно подчеркнуть на карточке все опасные места в словах. Вспомнить правила и записать их в тетрадь. До­казать правильность выбора правил с помощью учебников по русскому языку (1-2 класс).

Побеждает пара, подобравшая наибольшее количество правил на опасные места. Они награждаются дипломом степени «Книжник».

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калам,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденье.

 

Игра «Запиши вопросы»

Игра направлена на формирование познавательных УУД: анализ, смысловое чтение, доказательство.

Учитель только объясняет ход игры и озвучивает отводи­мое время на каждый этап. Дети выбирают ученика, который будет следить за временем и за ходом выполнения заданий. Выигрывают те ученики, которые быстрее всех справятся с заданиями одноклассников. Призеров может быть много, они получают значки со званием «Покоритель вопросов».

На доске записан текст. Выпиши глаголы и в скобках запиши вопросы, на которые эти глаголы отвечают (2 ми­нуты). Придумай свои глаголы, отвечающие на такие же во­просы и составь с ними текст (5-6 минут). Запиши текст на листе вместе с вопросами, но пропусти придуманные тобой глаголы (1,5 минуты). Поменяйся с соседом по парте. Теперь нужно вставить задуманные глаголы учеником и доказать, почему ты так считаешь (1,5-2 минуты).

 

Текст на доске

Очень приятно, когда в ясное морозное утро ноги, будто сами тебя несут по мёрзлым кочкам! Попадёшь с разгона носком в лужицу - лёд с хрустом проломится, зазвенит, а ты уж помчался дальше, и подошвы сухие. А потом как хорошо после переменки с холода вбежать в светлый класс!

 

Игра «Знатоки»

Игра направлена на формирование познавательных УУД: сравнение, доказательство.

Игра проводится в два этапа: на первом этапе детям нужно проанализировать стихотворение. Выписать глаго­лы. На втором этапе ученикам нужно выписать все прави­ла, которые встречаются в глаголах, и доказать их с помо­щью учебников за 1-й и 2-й класс.

Проверка проходит так же, как и в предыдущих играх: один ученик читает глаголы, все проверяют, на втором эта­пе ученики по очереди читают глаголы и правила, которые нашли в этих словах

Побеждает тот ученик, который выписал все глаголы и все правила.

Я шёл зимою вдоль болота,

В галошах, шляпе и очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических крючках.

Я побежал скорее к речке.

А он бегом спустился в лес.

К ногам приделал две дощечки,

Присел, подпрыгнул и исчез.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул - вот и всё!

 

Игра «Что делать? Что сделать?»

Игра направлена на формирования познавательных УУД: анализ, сравнение.

Играют две команды (мальчики и девочки). Одна ко­манда записывает глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», а другая - глаголы, отвечающие на вопрос «что сделать?» Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наи­меньшее число ошибок.

 

Материал для игры:

Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, чи­тать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, напи­сать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, строить, нарисовать, возить.

 

Игра «Какое время?»

Игра направлена на формирование познавательных УУД: анализ, синтез, сравнение.

Учитель выступает в роли организатора. Он раздает за­дание капитанам команд.

Учащимся нужно разделиться на три команды. Каждая команда выбирает капитана. Капитан получает задание, распределяет роли в команды и представляет ответ.

Учащимся предлагается загадка, в которой все слова употреблены не в правильной форме. Каждой команде нуж­но составить загадку, отгадать ее и определить время всех глаголов. Ответ команды оценивают другие команды.

 

Загадка № 1

Летят без крыла и петь,

Прохожих задирать.

Одним проход не давать,

Другим он подгонять.

 

Загадка № 2

Длинная шея поверчу -

Грузы тяжёлые подхватить,

Где приказать - положу:

Человек послужить.

 

Загадка № 3

Приняться она за дело,

Завизжать и запеть.

Есть, ела дуб, дуб,

Поломать зуб, зуб.

Ответы

 

Загадка № 1

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет.

(Ветер)

 

Загадка № 2

Длинной шеей поверчу -

Груз тяжёлый подхвачу,

Где прикажут - положу:

Человеку послужу

(Кран)

 

Загадка № 3

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

(Пила)

 

Тема: «Имя существительное»

Игра «Лучший редактор»

Игра направлена на формирования познавательных УУД: анализ, сравнение.

Игра проводится в три этапа.

На первом этапе детям предлагается вырезать из газет и журналов различные заголовки статей и принести их на урок. Заголовки перемешиваются.

На втором этапе дети делятся на 4 команды (6-7 чело­век в команде). Учитель - организатор игры.

В этом задании детям предлагается быть редакторами газет. Редакторы правят заголовки и пишут статьи. На ко­манду «редакторов» раздается по 10 заголовков. Ученикам нужно прочитать вырезки и подобрать из них имена суще­ствительные единственного числа.

На третьем этапе команде «редакторов» нужно напи­сать заметку с выбранными именами существительными. Род выписанных имен существительных можно менять.

По окончанию игры команды по очереди вывешива­ют на доску выписанные из заголовков слова и зачитыва­ют составленную заметку. А жюри - это ученики других команд - подсчитывают использованные имена существи­тельные. После того, как все команды выступили, ученикам предлагается проголосовать за лучшую заметку. За свою команду ученикам голосовать нельзя.

После голосования командам присуждается 1, 2, 3 и 4 места.

 

Игра «Сосчитай правильно»

Игра направлена на формирования познавательных УУД: анализ, сравнение, доказательство.

Учитель объясняет задание и делит учеников на коман­ды участников (4 команды по 5 человек) и команду судей (4 судьи).

На доске записаны названия предметов. Задача участ­ников: правильно назвать число одного из названных пред­метов от 1 до 6, например: одно яблоко, два яблока и т.д. побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.

Яблоко, место, озеро, помидор, солдат, простыня, килограмм, оладья, цапля, туфля, щенок, гусёнок, полотенце, блюдце, лимон.

Судьи располагаются около доски. Им выдаются кар­точки с правильными ответами. При каждом выступлении команды судьи сравнивают ответ команды с правильным ответом, и отмечают количество ошибок. После того, как все команды выступили, судьи совещаются и объявляют количество ошибок у каждой команды и места (1, 2, 3 и 4 места).

 


Заключение

Для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значе­ние в развитии психики ребёнка. Игры способствуют раз­витию восприятия, внимания, памяти, мышления, разви­тию творческих способностей, они направлены на умствен­ное развитие школьника в целом.

В игре ребенок делает открытия того, что давно из­вестно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Естественно, подготовка и внедрение игровых мето­дик в учебный процесс требует от педагога больших уси­лий. В процессе подготовки учебной (дидактической) игры учитель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, недостаток урочного времени на про­ведение игр с детьми. Часто среди учителей бытует мне­ние: «Если мы с детьми будем играть во время уроков, ког­да же мы будем учить с ними правила?». Однако, проблемы эти по большей части происходят от недопонимания значи­мости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания школь­ников

Дидактическая игра является хорошим средством для формирования интереса младших школьников к русскому языку, она способна привлечь внимание школьников, вос­питать в них любовь к этому сложному предмету. Но поль­зоваться ей надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути урока, и не придавая игре характер обычного упражнения.

Таким образом, комплекс дидактических игр при пра­вильной разработке и организации способствует формиро­ванию как познавательных универсальных учебных дей­ствий, так и предметных знаний учащихся. Учитель-прак­тик может преобразовать задания из учебника в дидактиче­скую игру. Главное, определить её содержание и условия. Об этом можно договариваться с учениками или предлагать в готовом виде.

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru