В настоящее время в условиях вариативности образования успешная деятельность школы становится немыслимой без организации системы КРО детей с ОВЗ, испытывающих трудности в усвоении учебной программы, в адаптации к школе и социальному окружению.

Литературное чтение является одним из основных предметов в системе начального обучения. На уроках литературного чтения формируется функциональная грамотность, которая является основой эффективности обучения по другим предметам начальной школы. Также литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения, духовно-нравственного воспитания. В чтении содержится коррекционно-развивающий потенциал, позволяющий использовать его в целях преодоления нарушений устной речи, вторичных отклонений в развитии мышления, внимания, памяти, воображения, развития коммуникативно-речевых умений и навыков детей с нарушениями речи. Умение читать – условия не только полноценного восприятия и понимания изучаемых произведений, но и получения информации о мире, а следовательно, успешного обучения в школе.

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.

Научить детей хорошо читать - одна из важнейших задач школы. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения у детей с ОВЗ является целенаправленное управление обучением чтению.

Но научить по-настоящему хорошо читать непросто. Необходимо создать для ребенка с ОВЗ благоприятные условия, обеспечить квалифицированное руководство обучением, основой которого является знание особенностей процесса чтения, владения эффективными методами и приемами.

Трудности, которые младшие школьники испытывают при овладение навыком чтения (работой над текстом) (по Локаловой Н.П.) могут быть разделены на следующие группы

I группа трудностей:

Недостатки формирования двигательных навыков чтения.

Низкий уровень понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов.

Умение синтезировать смысловые единицы текста.

II группа трудностей:

Формирование когнитивного компонента навыка чтения.

Недостатки в развитии познавательных процессов.

Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения);

Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста).

Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

Это упражнения направленные на:

развитие четкости произношения

развитие подвижности речевого аппарата

создание прочных связей между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, накопление в памяти слогов и слов

развитие бокового зрения и отработка прямого взгляда

развитие внимания к слову и его частям

развитие оперативной памяти, устойчивости внимания

развитие гибкости и скорости чтения про себя и вслух

развитие восприятия и понимания

развитие логического мышления

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.

Учащиеся с ОВЗ во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика. И используются упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: “звуковая разминка”.

1. Читаем быстро, смотрим внимательно:

оиэ

аоея

еаёио

яою

аюое

эёюяу

ыяю

уёюу

юуаою

2. Читаем гласные с ударением на одном из них:

еаоеуыиэ, еаоеуыиэ, еаоеуыиэ и т.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

да’-да-да, да-да’-да, да-да-да‘

3. Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

м с 3 к т р б н в 3 р л н x р

4. Читаем цепочку слогов:

ло бажуня

ли сажа синяки

5. Читаем слова с наращиванием:

по - вар, жар, смей, пей, шёл, вёл

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.

У детей с ОВЗслабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах эффективны следующие упражнения:

1. Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными;

с т р

ы и о э е я ю е у а

с т в

2. Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп:

жзи

тно

ктри

дру

зби

стру

3. Восстанови окончания слов. Для этого нужно прочитать в быстром темпе написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу чтения восстанавливая их.

Например:

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал_

4. Скороговорки.

Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.

а) Прочитай скороговорки орфографически.

б) Прочитай скороговорки орфоэпически.

в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием

тихо

громко

шепотом

немое кино

(произносят беззвучно)

Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

1. Найди лишнюю букву: о, и, б, я, у.

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра - другую и т.д.

2. Найди лишнее слово. Прочитай. Обоснуй свой выбор.

слон

медведь

тигр

лев

бабочка

кошка

3. “Фотоглаз”.

За 20 секунд дети должны взглядом “сфотографировать” слова и ответить на вопрос “Есть ли среди этих слов...?”

Например:

орех

ручей

перья

разогнался

тропические

ошеломлённый

4. “Да или нет?”

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух.

1. “Игра в прятки”.

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

2. Чтение со счетом слов.

Памятка:

1) плотно сожми губы и зубы;

2) читай только глазами;

3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;

4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

3. Игровое упражнение “Догони”.

Дети читают отрывок текста хором вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и “тянутся” за ним, пытаясь “догнать”.

Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания.

1. Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:

полк краска склон экран беда тепло

(кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)

2. В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

роза

г

пар

к

вол

к

утка

ш

осы

к

стол

б

3. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

бал

рак

приз

кот

воз

глас

бой

рот

кон

вой

банк

кон

Упражнения, развивающие логическое мышление.

Эти упражнения способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.

1. Выполни математическое действие и прочитай слово:

лод+им-мо+ван-л= ? (диван)

вер+лис+ту-ус+о-ил+лет=? (вертолет)

2. Переставь буквы:

В лесу на сосне диситтеляд. Хвостом упирается в остлвереавд. Носом по стволу стучит, уоркбилотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет.)

3. Учимся выражать мысли другими словами. Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

5. Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

озеро медведь карандаш

Речевая зарядка.

Одним из эффективных приемов работы над техникой чтения у учащихся с ОВЗ в начальных классаах является речевая зарядка. Речевая зарядка помогает решить следующие задачи:

установить прочные связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов;

дифференцировать сходные единицы чтения;

накопить в памяти слоги и слов;

внушить детям уверенность в себе.

Дальнейшая работа с текстом уже не пугает их, а, напротив, вызывает интерес.

Во время речевой зарядки можно использовать следующие виды упражнений.

1. Дифференциация сходных слогов и слов.

са - за

ма - мя

гол - кол

со –зо

мо - мё

гора - кора

су –зу

му - мю

игра - икра

2. Чтение слогов по подобию.

И

- А

- О

- У

ни

на

но

ну

зи

за

зо

зу

ли

ла

ло

лу

При выполнении этого задания не6обходимо обращать внимание детей на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т.е. положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

3. Чтение слов по подобию.

мак

майка

Ваня

рак

зайка

Маня

бак

гайка

Таня

В процессе неоднократного воспроизведения подобных подборок в памяти учащихся с ОВЗ быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемые ими сразу, с первого взгляда.

4. Чтение слов с наращиванием согласных.

низ - вниз

плыл - всплыл

чай - чайник

бил - вбил

плеск - всплеск

двор - дворник

лез - влез

копал - вскопал рыба - рыбак

5. Чтение слогов и слов с подготовкой.

а - ан - бан - бант

е - се - сер - серп

о - то - сто - стол - столб

с - то - сто - ит - стоит

з - ва - зва -ли - звали

г-на-гна-ли-гнали

6. Чтение слов, полученных путем перестановки букв или отличающихся одной-двумя буквами.

пила - липа

карп - парк

коза - коса

палка - лапка

гора - рога

ужи - лужи

кукла - кулак

рыбак - рыбка

верь - зверь

волос - слово

ручка - круча

мышка - мошка

7. Чтение однокоренных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем.

сад-садик

ход-выход

яма - ямка

копал - копнул

решила - решала

купал - купался

8. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни.

накормил

унёс

напилил

увёз

намазал

увёл

Подобные задания закрепляют навык чтения слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляции. Их хоровое проговаривание организует школьников и создает в классе хороший эмоциональный настрой.

Речевая зарядка дает больший эффект, если проводить ее перед чтением текста.

При переходе к чтению целыми словами целесообразно включать в речевую зарядку тексты. Их подбор осуществляется с учетом нескольких требований:

доступность содержания;

простота слов и предложений, входящих в текст;

относительная занимательность сюжета.

Работа над текстом проходит следующим образом:

1. Тексты на карточках (разные по содержанию и объему) раздаются учащимся. Объем текстов соответствует технике чтения каждого ученика. При этом учитель следит за тем, чтобы количество слов в рассказах постепенно увеличивалось по мере продвижения ребенка в технике чтения.

2. Школьникам предлагается задание: в течение одной минуты прочитать текст, напечатанный на карточке, про себя, подготавливаясь к быстрому и плавному чтению вслух.

3. После окончания молчаливого чтения (чтение шепотом не исключается) вызываются 1-2 ученика для чтения вслух своего текста в пределах того же времени.

4. Учитель задает классу вопрос по прочитанному, чтобы убедиться, как школьники поняли текст, а также для того, чтобы привлечь внимание каждого ученика к содержанию нового для них рассказа. Затем можно предложить ребенку задать вопрос классу. В результате каждый ученик в процессе молчаливого чтения выполняет два задания: читает текст про себя и формулирует вопрос, который он задаст классу, если его вызовут для чтения.

5. Класс оценивает технику чтения своего товарища с учетом соблюдения времени, правильности, выразительности чтения и сложности подготовленного вопроса. Оценка может демонстрироваться с помощью цветовых сигналов.

Тексты для речевой зарядки.

Полкан.

Леша и Полканбыли у реки. Леша принес палку. Он кинул ее в реку. Полкан прыгнул в реку и поплыл. Собаки умеют хорошо плавать. Полкан достал палку из воды.

Коля.

Помощь.

Был сильный дождь. Малыши шли из школы. У дома большая лужа. Мальчик Коля видел, что малышам трудно пройти. Коля положил доску через лужу. Малыши прошли. Мама хвалила Колю за помощь.

Снежная баба.

Была зима. Дети были на пруду. Они делали из снега снежную бабу. У бабы на голове было ведро. Глаза у бабы были из угля. В руке у снежной бабы была метла. ы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

 

© 2020 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru