На сегодняшний день формирование коммуникативной компетенции является одной из главных задач современного образования. Коммуникативная компетенция мыслится как основа всякого общения. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к активному, целенаправленному общению, а также способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

В качестве средства развития данной компетенции нередко используются риторизированные задания, которые основываются на значимых компонентах речевой ситуации. Именно риторизация обеспечивает формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников на всех предметах на постоянной основе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Появление понятия «риторизация» тесно связано с возрождением риторики в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. и включением этого предмета в круг школьных дисциплин.

Впервые понятие риторизации ввела Светлана Алексеевна Минеева: «Риторизация – это механизм (процесс) переосмысления предмета и способов его преподавания, переосмысления организации образовательного процесса как полноценного диалогового общения по канонам риторики. Риторизация – осмысление всех ситуаций учебного и внеучебного общения как риторических и обогащение их риторическими способами решения».

На сегодняшний день в связи с преобразованием образовательного процесса центральное место среди приемов преподавания занимают риторизированные задания, которые основываются на значимых компонентах речевой ситуации (адресант – адресат – предмет речи – внешние условия общения). Школьникам предлагается войти в заданные обстоятельства и создать высказывания с учетом всех компонентов описанной речевой ситуации.

Риторизация заданий предполагает:

- создание жизненной (учебной) ситуации;

- перевод учебной ситуации в риторическую;

- формулирование открытого задания, не имеющего однозначного ответа;

- необходимость обоснования своего решения;

- обязательную рефлексию учащихся как основу саморазвития.

О.А. Сальникова в своей статье предлагает следующую модель риторизации заданий:

1. Определить практическую значимость задания. Как можно использовать изучаемый материал в жизни? Как он связан с другими разделами курса? Другими предметами?

2. Описать речевую ситуацию. Какая роль отводится учащемуся? Знакома ли ему эта роль? Насколько реальна подобная ситуация в жизни?

3. Сформулировать коммуникативное намерение. Каких результатов должен достичь ученик? Как оценить эффективность речевого поведения?

4. Сформулировать задание. Убедиться, что при выполнении задания возможны разные варианты решения поставленной задачи. Проверить, не содержится ли в тексте задания очевидная подсказка либо излишний дидактизм, навязывающие определенную точку зрения.

5. Включить в текст задания вопросы, связанные с обоснованием позиции ученика, что обеспечит осознанность его действий.

6. Предложить вопросы для самоанализа (рефлексии). Каких результатов ожидал ученик и какие в итоге получил? Удовлетворяет ли его этот результат? Что можно сделать для улучшения своих результатов?

Нами был проведен анализ учебников ФГОС НОО русского языка по программам «Гармония» и «Начальная школа XXI века» на предмет отражения в них риторизированных заданий.

Анализ учебников позволяет утверждать, что для обучения детей начальной школы по программе «Гармония» задания с элементами риторизации встречаются чаще, чем в программе «Школа XXI века». Задания с элементами риторизации, используемые на уроках русского языка в начальной школе, способствуют развитию воображения, логического мышления и коммуникативной компетенции младших школьников. Заметим, что первостепенную роль в организации процесса обучения русскому языку младших школьников все же играет учитель. Риторизированные задания в качестве обязательных элементов предполагают обоснование учеником собственной позиции и рефлексию – а значит, ориентированы больше на устную речь учащихся, их рассуждения. Несмотря на это, в риторизированные задания на уроке можно включить и элементы письма, что позволит учащимся совершенствовать не только устную, но и письменную речь.

В процессе работы над письмом младшие школьники сталкиваются с изучением орфографии, которая вызывает значительные затруднения. В связи с этим нами был проведен констатирующий срез с целью выявления трудностей при работе над орфографией.

В констатирующем срезе приняли участие 22 ученика 4 класса, выбранный нами класс обучается по программе «Гармония». Стоит отметить, что для проведения среза нами были подобраны задания, в которых учащимся было предложено поработать с глаголами, поскольку большинство младших школьников нередко допускают ошибки при их написании.

Проанализировав результаты констатирующего среза, мы пришли к выводу, что у младших школьников задания, связанные с темой «Правописание личных окончаний глаголов» вызывают затруднения. Большая часть учащихся выполнила работу лишь частично, допустив от 1 до 5 ошибок в каждом из предложенных заданий. Допущенные ошибки связаны с непониманием значений некоторых слов, недостаточным знанием теории, что подтверждается ошибками в словах – исключениях, неверным определением спряжения и формы слова.

Проанализировав методическую литературу и результаты констатирующего среза, нами были разработаны риторизированные задания, направленные на улучшение знаний в области орфографии и развитие коммуникативной компетенции младших школьников. Методические рекомендации позволят педагогам применять риторизированные задания на уроках русского языка в начальной школе и использовать их в качестве домашнего задания при изучении конкретной темы.

 

Приведем примеры некоторых риторизированных заданий.

Задание 1

Ситуация. Ты общаешься по переписке с другом, который переехал в другой город. Он просит рассказать, как ты провел это лето.Напиши письмо другу, используя следующие слова: веет, увидишь, торопятся, проходим, темнеет, поедем, узнаем, вспоминаешь.

Коммуникативное намерение. Обдумай, о каких летних впечатлениях ты будешь рассказывать, что станешь передавать. Представь событие и пиши, можешь сначала устно рассказать. Не забывай о правилах правописания, твое письмо должно быть понятным и грамотным.

Эффективность речевого поведения. К какой части речи относятся предложенные слова для написания письма? Что ты можешь рассказать о ней?

Рефлексия. Как ты думаешь, удалось ли тебе передать свои впечатления о лете в письме? Допускал ли ты ошибки в письме? Написание каких слов вызывало у тебя затруднение? Почему?

Методические рекомендации:

Представленное задание целесообразно предложить учащимся 4-го класса в рамках подготовки к написанию текстов повествования на тему «Как я провел это лето», а также при работе над темой «Глагол как часть речи». Преподаватель выбирает форму работы (на уроке или в качестве домашнего задания) в соответствии с конкретной учебной задачей. Количество языковых единиц, указанных в упражнении, может варьироваться в зависимости от уровня подготовки в учебной группе. Учащимся может быть предложено, выступить со своим сочинением перед классом или произвести его стилистический анализ. На заключительном этапе учитель собирает работы для формального оценивания. Оценка результатов производится с учетом следующих критериев:

1) написание сочинения, с учетом допущенных ошибок;

2) использование учеником предложенных слов в сочинении.

Проведенная комплексная работа позволит учащимся вспомнить части речи, правила правописания и пунктуации.

Задание 2

Ситуация. Представь, что ты – секретный агент. Тебе поручили передать важное послание «Тайна глагола». Напиши в послании все, что ты знаешь о глаголах. Не забудь зашифровать текст, меняя местами некоторые слова. Но обязательно расставь над ними порядковые номера, чтобы получатель послания смог его расшифровать.

Коммуникативное намерение. Вспомни все, что знаешь о глаголах. Продумай текст послания, с учетом зашифровки.

Эффективность речевого поведения. Обменяйся с товарищем посланиями. Попробуй расшифровать его послание и прочесть.

Рефлексия. Удалось ли тебе рассказать в послании все, что ты знаешь о глаголах? Трудно ли было зашифровывать послание? Получилось ли у тебя расшифровать послание другого агента?

Методические рекомендации:

Риторизированные задания подобного типа целесообразно предложить учащимся 4-го класса в рамках подготовки к итоговой контрольной работе по темам «Глагол как часть речи», «Личные окончания глаголов», «Спряжение глаголов», «Глаголы исключения». Преподаватель выбирает формат работы (на уроке или в качестве домашнего задания) в соответствии с конкретной учебной задачей. Упражнение такого рода позволит учащимся актуализировать и закрепить изученный материал по пройденным темам. Содержание послания можно изменять, исходя из темы урока.

Задание 3.

Ситуация. Представь, что ты – секретный агент. Тебе поручили передать важное послание «Тайна глагола». Напиши в послании все, что ты знаешь о глаголах. Не забудь зашифровать текст, меняя местами некоторые слова. Но обязательно расставь над ними порядковые номера, чтобы получатель послания смог его расшифровать.

Коммуникативное намерение. Вспомни все, что знаешь о глаголах. Продумай текст послания, с учетом зашифровки.

Эффективность речевого поведения. Обменяйся с товарищем посланиями. Попробуй расшифровать его послание и прочесть.

Рефлексия. Удалось ли тебе рассказать в послании все, что ты знаешь о глаголах? Трудно ли было зашифровывать послание? Получилось ли у тебя расшифровать послание другого агента?

Методические рекомендации:

Риторизированные задания подобного типа целесообразно предложить учащимся 4-го класса в рамках подготовки к итоговой контрольной работе по темам «Глагол как часть речи», «Личные окончания глаголов», «Спряжение глаголов», «Глаголы исключения». Преподаватель выбирает формат работы (на уроке или в качестве домашнего задания) в соответствии с конкретной учебной задачей. Упражнение такого рода позволит учащимся актуализировать и закрепить изученный материал по пройденным темам. Содержание послания можно изменять, исходя из темы урока.

Задание 4.

Ситуация. Перед тобой пословицы, в каждой из которых пропущен глагол. Допиши пропущенный глагол с противоположным значением. Попробуй придумать свои пословицы.

Сумел завязать, сумей и …

Чем зря кричать, лучше …

По одёжке встречают, а по уму …

Декабрь год кончает, а зиму…

Коммуникативное намерение. Подумай, какие пословицы ты составишь, о чем они будут.

Эффективность речевого поведения. Представь классу свои пословицы. Объясни, чем они могут быть полезны.

Рефлексия. Удалось ли тебе подобрать противоположные по смыслу глаголы к пословицам? Придумать свои пословицы? Могут ли пословицы быть полезны?

Методические рекомендации:

Данное риторизированное задание целесообразно предложить в качестве разминки к уроку, что позволит школьникам активизировать ранее полученные знания по теме «Глагол как часть речи». Задание предполагает не только работу над частью речи - глагол, но и обращение к личному социальному опыту учащихся, на основе которого ими будут представлены свои варианты пословиц. Выполнение подобной работы является отличной альтернативной стандартным заданиям, поскольку в ходе работы над поставленной задачей, позволяет не только закрепить ранее полученные знания на практике, но и способствует развитию творческих способностей младших школьников.

Задание 5.

Ситуация. У тебя скоро день рождения. Ты решил пригласить друзей на свой праздник, отправив им СМС – приглашение. Используй образец:

Дорогие друзья! Приглашаю вас на торжество, посвященное моему дню рождению. Хочу в этот день вид…ть всех своих друзей за одним столом. Буд…м весело гулять: петь, играть и танцевать! Жду вас в ____ часовпо адресу ______________. С собой иметь хорошее настроение.

Коммуникативное намерение. Подумай, какие небуквенные символы ты будешь использовать в своем сообщении?Найди в приглашении все глаголы. Какой глагол отличается от всех? Чем?

Эффективность речевого поведения. Покажи родителям приглашение, расскажи им про глагол, который не похож на остальные.

Рефлексия. Добавил ли ты что-то в образец СМС – приглашения? Что должно обязательно содержать в себе приглашение? Почему? Догадался ли ты, какой глагол в приглашении отличается от остальных?

 

Методические рекомендации:

Риторизированные задания подобного типа являются прекрасной альтернативой формализованному подходу к изучению темы «Глагол как часть речи», так как предполагают апелляцию к субъективному опыту учащихся, а также предлагают самостоятельно в ходе работы над поставленной задачей прийти к выводам о том, какие отличительные характеристики имеет глагол как часть речи. Целесообразно предложить подобное упражнение в качестве разминки к уроку, что позволит школьникам актуализировать ранее полученные знания по данной теме. Опираясь на особенности класса, преподаватель может дать задание составить памятку по написанию приглашений или написать собственный вариант ответа. Оценка результатов производится с учетом следующих критериев:

1) насколько успешно учащийся смог определить коммуникативную задачу;

2) удалось ли найти отличный от остальных глагол – исключение, аргументировано обосновать свой ответ.

Таким образом, применение риторизированных заданий на уроках русского языка, на наш взгляд, способствует активизации познавательной активности младших школьников, совершенствованию устной и письменной речи. Кроме того, риторизированные задания дают возможность учащимся научиться аргументировать и доказывать свою точку зрения, строить высказывания в соответствии с поставленной задачей, что положительно влияет на развитие коммуникативной компетенции. Отметим, что риторизированные задания играют важную роль при изучении орфографии, поскольку они дают возможность выполнять стандартные задания «найди и подчеркни все орфограммы», «исправь ошибки», «вставь окончания» посредством проигрывания какой-либо ситуации, что положительно влияет на процессы мышления, внимания и запоминания.

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru