Проблема:  в 1 классе необходимо научить детей читать целыми словами, понимая прочитанное и отвечать на поставленные учителем вопросы. Однако в практике встречается обратное: даже умея читать бегло по слогам дети допускают много ошибок при чтении и с трудом понимают прочитанное. А о пересказах и ответах на вопросы часто можно забыть, т. к. дети плохо поняли прочитанное.

Для решения этих задач я вела планомерную работу по следующим направлениям:

● Отработка навыка чтения целыми словами.

● Сведение к минимуму ошибок при чтении.

● Осознанность чтения.

● Выразительность чтения.

Для этого я применяю систему тренировочных упражнений, которые проводятся обязательно на каждом уроке чтения. Сначала они занимают 10-15 минут, потом, когда дети привыкнут к этой работе, то время снизится до 7-10 минут и включает в себя 5 последовательно выполняемых упражнений:

1. Дыхательная гимнастика.

2. Чтение блоков.

3. Развитие оперативной памяти.

4. Интонационная разминка.

Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей. Чтобы выявить эффективность этой работы, необходимо проводить 1-2 раза в месяц проверку техники чтения.

 


 

1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Чтобы читать и говорить выразительно на первое место ставится умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить громко, звонко, но без крика.

Дыхательные упражнения.

● Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух. «Задуть одну большую свечку».

● Представить, что на руке 3 свечи, глубокий вдох и выдох тремя порциями. Задуть каждую свечу.

● «Побрызгайте бельё водой» - в один приём, три, пять.

● Сделать глубокий вдох, а на выдохе считать до тех пор, пока не кончится воздух.

● Использовать скороговорки (хором).

● Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки (глубокий вдох). Раз Егорка, два Егорка…. (и т. д. до полного выдоха).

Уже через несколько занятий воздуха хватит на большое количество Егорок.

Упражнения для разогрева голосовых связок.

1. «Медвежата» (протяжно, с баском, чётко произнося звук ш)

Мам, мёду нам.

Мам, молока бы нам.

2. «В лифте».

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше и наоборот. Едем сначала вверх, потом вниз.

Чтобы снять напряжение голосовых связок, особенно после прочтения большого текста, есть такие упражнения:

● Шумный вдох.

● Внутренний зевок.

2. Чтение блоков.

Цель: системные тренировки речевого аппарата, выявление дефектов речи, отработка чтения целыми словами.

Блоки составлены таким образом, чтобы идти от простого к сложному (основной принцип обучения). Блоки записываются в ряд или в столбик на доске. Можно один раз записано в столбик, один раз в строку. Способствует тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

1. Слитное прочтение двух рядом стоящих букв.

Аа уа ау ИА ея ия АО яя яю ее ею еу ад аж ай ам ап ар ах!

При чтении этих блоков полезно начать обучению понятия ударения, ударного слога и отрабатывать различные варианты звучания слова при изменении ударного слога. На слух определять, какой слог в слове ударный.

Например:

Га* – га – га!

Га – га* – га!

Га – га – га*!

2. Чтение трёхбуквенных сочетаний слов.

При прочтении этого блока используется приём наращивания: сначала прочитать слияния, а затем буквосочетания.

Га-ага-яга-яма-ява-Яна

Ад-сад-суд-сед-дед-бед

Же-уже-ежу-еду-ежи-жив

Это исключительный материал для логопедических упражнений.

3. Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

Бокс-борт-борщ-верх-волк

Фонд-форт-цинк-шарф-шест-шёлк

4. Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

Детям объяснить, что все согласные в начале слова надо прочитать в один приём, ориентируясь на гласную (гласную можно выделить другим цветом).

Влип враз врач вред все

5. Чтение односложных трудных слов.

Монстр пестр пункт склад

Непонятные слова (смысл) объясняет учитель, детям или даётся задание в словаре, или у родителей узнать значение слова. Это даёт толчок к самостоятельной работе, к работе со справочной литературой.

6. Чтение двухслоговых слов.

Ажур бизон бронхит верхи (по слогам, с ударением)

7. Чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными.

Сели-съели

Сёмка-съёмка

Веду-въеду

Быт-быть

Ест-есть

Дал-даль

Бабе-бабье

Дарю-Дарью

8. Чтение слов и словосочетаний до трёх слогов.

Цель: развитие навыка слитного прочтения слов с ударением по слогам и целиком.

Знание водная вольница

Коробка корзина машина

3. Отработка дикции.

В этом главную роль играют скороговорки. Отрабатывает следующие понятия:

● медленное чёткое прочтение

●быстрое чёткое

Мелом выделить звуки, которые отрабатываются при чтении.

Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.

4. Развитие оперативной памяти.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием помогают:

● зрительные диктанты

●запись предложений мокрой тряпкой учителем на доске (время для прочтения определяется не учителем, а высыханием влажного следа. Это организует детей на чтение в быстром темпе и точное запоминание.)

●задания повышенной сложности – запиши и проговори: предложения в обратном порядке; только 2 и 4 предложения; только со 2 по 4 предложения.

5. Интонационная разминка.

Выразительное чтение – трудный процесс. Эту работу правильно начинать с формирования трёх умений:

1. различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, перечисления, завершения, противопоставления;

2. выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный, плавный, размеренный);

3. ставить логическое ударение в предложении.

Проворонила ворона воронёнка.

Вывод: данная система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развитие у них исследовательской деятельности, начать формировать чувство языка, появляется потребность осмысления каждого предложения или текста.

Антонова Татьяна Витальевна

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru