Гласные и согласные звуки

Однажды Буратино пошел гулять в лес, шел он, шел по тропинке и пришел к домику, домик тот был красного цвета. И раздавались из этого домика разные звуки – а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и. Постучал он в дверь и на пороге появились человечки, на них были красные рубашечки. Они рассказали Буратино, что живут в этом домике звуки, которые очень любят петь, они ходили по свету и весело голосили свои песенки – от этого их стали называть – ГЛАСНЫЕ звуки. Попрощался Буратино со своими новыми знакомыми и пошёл дальше. Вдруг вдалеке он увидел домик, он был весь изо льда, с крыши свисали большие сосульки. Он подошел поближе и услышал д-д-д, м-м-м, ш-ш-ш, г-г-г, з-з-з. Буратино постучал и из домика вышли маленькие человечки в синих рубашечках. Оказалось, что в этом домике тоже живут звуки, но они совсем не умеют петь. В их домике так холодно, что они могут произносить только к-к-к, ж-ж-ж, ф-ф-ф. Но им очень хочется научиться петь песенки. Тогда Буратино решил познакомить звуки из красного и синего домика. Красные звуки с удовольствием познакомились с синими и предложили им: «Вы хотите научиться петь?», «Да» - ответили синие. «Хорошо!» - сказали красные. «Но есть одно условие, вы всегда должны стоять рядом с нами, Вы согласны?». «Да мы согласны, ответили синие» - с тех пор их называют СОГЛАСНЫМИ.  И получаются у них вместе с ГЛАСНЫМИ замечательные песенки: Мааа, Нооо, Сууу!

 

Гласные и согласные

Гласные тянутся

песенкой звонкой,

могут заплакать

И закричать.

В темном лесу

Звать и аукать,

Но не умеют

Свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть,

Шипеть,

Свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

 

*  *  *  *  *

О гласных и согласных

 

Поспорили однажды звуки:

Кто всех важнее и главней?

Пропели гласные: "А ну-ка,

Перекричать ты нас сумей!

Мы голосить умеем славно,

И голос - кровный наш отец.

И тренируются исправно

На нас певица и певец.

А если вдруг вы заблудились,

Не обойтись вам без "АУ",

А если чем-то поразились,

То восклицаете вы: "УУУ!"

Ребенок плачет в колыбели,

Кричит: "УА-УА-УА",

Вы покачать его сумели,

При этом напевая: "А-А-А".

Но тут согласные вмешались:

"Нас больше! Значит, мы главней-

Они свистели и кусались,

Потом шипели, словно змей.

Они фырчали и рычали,

Жужжали шершнем и шмелем,

Шуршали прелыми листами

И громыхали, будто гром.

Но согласитесь, что без гласных

Согласным тоже никуда!

Решили все единогласно.

Что быть им- не разлей вода!

Из букв союз скрепили слоги,

А слоги выросли в слова.

Ведь буквы все - без слов убоги,

А так – о них идет молва.

Слова для нас сияют светом.

В них вечность и короткий миг,

Они по-разному при этом

Обогащают наш язык!

 

Стихотворение про ударение

 

В стране слогов и слов порядок строг:

Во всяком слове есть ударный слог.

Зовется он ударным оттого,

Что наделяют голосом его:

Как будто молоточком ударяют -

И в каждом слове это повторяют.

 

 

Гласные звуки

1. Стимул:

Федя Мошкин  утверждает, что это гласные звуки. А как думаешь ты?

[а], [о], [у], [э], [ы]

Задание:

Прав ли Федя?

Бланк ответа:

 

1да

 

2нет

 

 

Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 1 балл, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

1.да

+

2.нет

 

 

2. Прочти текст и выполни задания к нему.

Букет

Алеша с сестрой купили букет мимоз. Они весело вбежали в дом. Чудный запах лился от цветов. Вот пушистый букет на столе. Малышка Аннушка сунула нос в букет. С щеки упала пыльца. Как хороши были мимозы! Это цветы для мамы.

1) Какой звук буква «ё» обозначает в слове «Алёша»?

2) Какой звук буква «ё» обозначает в слове «щёки»?

3) Выпишите из слова «мимозы» те гласные звуки, которые делают  согласные звуки твердыми.

4) Выпишите из слова «лился» те гласные звуки, которые смягчают согласные звуки.

             

              Бланк ответа:

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – о баллов.

 

1

2

3

4

[о]

[о]

[о], [ы]

[и], [я]

 

3. Стимул:

Первоклассник Петя Петров очень торопился на футбол, поэтому сделал в работе много ошибок. Помогите Пете выполнить работу правильно.

Задание:

Выпишите номера тех слов, в которых рядом находятся два гласных звука:

               1.мороз,

               2.оазис,

               3.урок,

               4.союз.

               Бланк ответа:

 

 

Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 2 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

2, 4

 

 

4.Стимул:

В лесной школе звери  выполняли задание, но у них возникли трудности.

Задание:

Ребята, помогите им. Поменяйте какой-либо гласный звук, чтобы изменилось значение слова.    Запишите измененные слова.

Дом, жар, белка, кисть.

 

Бланк ответа:

Дом

Жар

Белка

Кисть

 

 

 

 

 

Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

Дом

Жар

Белка

Кисть

Дым

Жир

Булка

Кость

 

5. Стимул:

Мальвина задала Незнайке задание, но, к сожалению, он затрудняется.

Задание:

Помоги ему. Исправь неверные высказывания.

1) В слове «математика» три гласных звуков.

2) В слове «мармелад» один гласный  звук.

3) В слове «музыка» два гласных звука.

4) В слове «кот» два гласных звука.

 

Бланк ответа:

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

1

2

3

4

5

3

3

1

 

6.Стимул:

Медведь приготовил для Маши много увлекательных заданий. Они выполнила все задания, кроме одного. У неё возникли трудности.

Задание:

Прочти стихотворение и запиши, какой гласный звук повторяется во всех словах.

Астра, азбука, айва

Начинается на А,

И кончается на А –

Астра, азбука, айва.

 

Бланк ответа:

 

 

                 Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 1 балл, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

[а]

 

Согласные звуки.

1.Стимул:

Карлсон и Малыш поспорили. Карлсон утверджает, что [ф], [в], [г], [ж], [з], [ч] – гласные звуки. А малыш говорит, что это согласные звуки.

Задание:

Кто прав?

 

Бланк ответа:

Карлсон

 

Малыш

 

 

Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 1 балл, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

Карлсон

 

Малыш

+

 

             

2. Прочти текст и выполни задания к нему.

Ворона и лужа

Ребята вышли во двор. В лицо ударили яркие лучи солнышка. Вот лужа. Ручьи стайками бегут в лужу. Вода в луже мутная. Кусочки льда плавают в ней. Ворона села у воды. Она крепким клювом стала долбить льдинки. Вот забавная ворона!

1)Определите количество  мягких согласных звуков в слове «кусочки».

2)Определите количество твердых согласных звуков в слове  «ворона».

3)Определите количество глухих согласных звуков в слове «долбить».

            

Бланк ответов:

 

1

2

3

 

 

 

 

Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – з балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

1

2

3

3

3

1

 

     

3.Стимул:

Ивану Царевичу нужно выполнить задание для того, чтобы спасти Василису – Премудрую от Бабы-Яги. К сожалению, Иван затрудняется и просит о помощи. Помогите Ивану спасти Василису Премудрую.

 

Задание:

Выпишите номера тех слова, в которых рядом стоят два согласных звука:

1. ребята,

2. хлеб,

3. ветер,

4.гвоздь.

 

Бланк ответа:

 

           

Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 2 балла, несоответствие ключу – 0  баллов.

 

2, 4

 

4.Стимул:

Маша Копейкина едет на олимпиаду. Там будет предложено много интересных заданий. Вот одно из них. Маша затрудняется. Помоги ей справиться с заданием.

 

Задание:

Поменяй  какой-либо согласный звук, чтобы изменилось значение слова. Запишите полученные слова.

Дом, пень, прут, пол.

 

Бланк ответа:

 

Дом

Пень

Прут

Пол

 

 

 

 

 

Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

Дом

Пень

Прут

Пол

Том

День

Пруд

Кол (дол)

 

5.Стимул:

Красная шапочка задала Серому Волку задание. Волк не может выполнить задание.

Задание:

Ребята, помогите ему. Исправьте неверные высказывания.

1)В слове «школа» два согласных звука.

2)В слове «лес» один согласный звук.

3) В слове «шалаш» четыре  согласных шипящих звука.

 

Бланк ответа:

1

2

3

 

 

 

 

Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 3 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

1

2

3

3

2

2

 

 

Ударение

1.Стимул:

В лесной школе звери учатся указывать ударные гласные. Они просят тебя о помощи.

Задание:

Прочти слова и выпиши ударные гласные.

1) паруса,

2) земля,

3) река,

4) Россия.

          

Бланк ответа:

 

Паруса

Земля

Болото

Россия

 

 

 

 

 

Инструмент проверки(ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

Паруса

Земля

Река

Россия

а

я

а

и

 

2. Стимул:

Катя Петрова указала ударные гласные.

Задание:

Проверь, все ли правильно выполнила Катя. Исправь ошибки.

1) сова,

2) кружка,

3) мельница,

4) урок.

            

Бланк ответа:

 

Баранка

Кружка

Мельница

Урок

 

 

 

 

 

Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

Баранка

Кружка

Мельница

Урок

А

у

е

о

           

 3.Стимул:

Мальвина задала Буратино задание, но он не может с ним справиться.

Задание:

Ребята, помогите Буратино. Прочтите текст и выпишите все слова, в которых ударение падает на второй слог.

Пчёлы

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.

         

Бланк ответа:

 

 

Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 6 баллов, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

Проснулись, цветов, ромашки, цветёт, летают, они.

 

4.Стимул:

Крокодил Гена решил выполнить очень интересное задание, но не может с ним справиться.

Задание:

Помогите Крокодилу Гене правильно выполнить задание. Прочтите текст и выпишите все слова, в которых ударение падает на последний слог.

 

Бобры

Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины.

 

Бланк ответа:

 

 

 

Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 6 баллов , несоответствие ключу – 0 баллов.

 

Бобры, живут, на реке, они, у бобров, из стволов.

 

5.Стимул:

Лисичка сказала, что не съест Колобка, если он правильно выполнит задание.

Задание:

Ребята, помогите Колобку спастись от Лисы. Прочтите текст и выпишите все слова, в которых ударение падает на первый слог.

 

На реке

Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел.

 

Бланк ответа:

 

 

       Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу - 12, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

Люба, Маша, были, маленькие, в небе, коршун, он, девочки, Ваня, тоже, стал, выпустил.

 

Слог

1.Стимул:

Учительница 1 класса задала ребятам задание. Маша выполнила его.

Задание:

Проверь, верно ли Маша разделила слова на слоги. Исправь ошибки.

1) ба-рабан,

2) мед-ве-дь,

3) маль-чи-к,

4) тет-ра-дь.

 

Бланк ответа:

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу - 0 баллов.   

 

 

1

2

3

4

Ба-ра-бан

Мед-ведь

Маль-чик

Тет-радь

  

2. Стимул:

Задание:

Ребята, помогите Дюймовочки правильно выполнить задание. Прочтите текст и выпишите слова, в которых три слога.

Осень.

Пришла  осень.  Ветер  срывает  листья  с  берёз.  Часто  идёт  дождь.  С  полей  убрали  хлеб.  Сад  и  огород  опустели.  В  саду  сняли  душистые  яблоки  и  груши. На  огородах  собрали  большой  урожай  овощей.   Морковь  и  капусту  убрали  в  подвал.  Засолили  огурцы  и  помидоры.   

 

 

Бланк ответов:                  

 

 

Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 9 баллов, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

Срывает, убрали, огород, яблоки, собрали, урожай, овощей, капусту, огурцы.

 

3.Стимул:

Скоро Алёша Сидоров поедет на олимпиаду по русскому языку. Там будем много интересных заданий. Попробуй выполнить одно из них.

Задание:

Прочти текст и выпиши те слова, в которых один слог.

Чук

У  Катюши  жили  пёс  Чук  и  кошечка  Пушинка.  У  неё  родились  котята.  Кошка  ушла.  Стал  Чук  играть  с  котятами.  Малыши  влезут  ему  на  спину  и  пищат.  Пёс  рад.  Вернулась  мать  и  заурчала.  Чук  уполз  под  крыльцо.  Скучно  пёсику  без  маленьких  котят.          

      

Бланк ответа:

 

 

 

Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 5 баллов, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

Чук, пёс, стал, рад, мать.

 

4.Стимул:

Костя Морозов выполнил задание по русскому языку. Родители были на работе, поэтому задание Кости никто не проверил.

Задание:

Проверь домашнее задание Кости Морозова. Исправь ошибки.

1) В слове «крокодил» четыре слога.

2) В слове «костяника» три слога.

3) В слове «черешня» один слог.

4) В слове «чемпион» два слога.

 

Бланк ответа:

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

1

2

3

4

3

4

3

3

 

5.Стимул:

Юре Камушкину задали задание, которое он, к сожалению, выполнить не смог.

Задание:

Помоги Юре справиться с заданием. Необходимо составить наибольшее количество слов из следующих слогов: но, ра, та, би, ка, ло, на, де. Слово должно состоять из двух слогов.

 

Бланк ответа:

 

 

      

Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу -3 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

Нора, рана, дело.

 

6. Стимул:

Вовке из Тридевятого царства нужно выполнить задание. Он затрудняется.

Задание:

Помоги Вовке. Прочти загадку, отгадай её. Найди в загадке  слово, в котором есть слог из одной буквы. Запиши его.

Девочка Алёнушка

Посадила солнышко.

Летом выросло на грядке

Золотое солнышко.

 

Бланк ответа:

 

  Отгадка

 

Слово, в котором есть слог из одной буквы

 

 

Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 2 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.

 

  Отгадка

Подсолнух

Слово, в котором есть слог из одной буквы

Алёнушка

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru