Эстетическое воспитание средствами природы, как важнейшая проблема в педагогической науке.

Эстетическое воспитание в широком понимании его должно иметь универсальный характер, то есть касаться всех видов искусства, их форм человеческой деятельности, отношения к природе, общественным явлениям и к человеку. В то же время оно должно иметь свою предметную сферу, поскольку является специфической областью знаний.

Роль эстетического воспитания в развитии личности, её всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Видеть созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир. Исключительно велико и многообразно влияние природы и эстетического отношения к действительности человека. Природа выполняет познавательную функцию и способствует развитию сознания и чувств личности, её взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства, и через природу.

В теории эстетического воспитания следует отметить критику спонтанности эстетического воспитания, а так же комплексного метода, который исключал преподавание художественных дисциплин и растворял их в трёх ипостасях: природе, человеке, труде. И хотя эстетическое воспитание касается этих трёх вопросов, но забвение специфики художественных предметов мешало конкретному проникновению в их сущность и тем самым эффективности применения элемента.

Целью эстетического воспитания является формирование гармонической личности. И эстетическое воспитание дает свой специфический элемент этому развитию. Но главная особенность в том, что внутри эстетического воспитания в самом его процессе существуют закономерные и необходимые связи с другими видами воспитания, которые вытекают из органического единства различных сущностных качеств человека, как взаимосвязанных, так и взаимопроникаемых.

Главой задачей эстетического воспитания является формирование у детей чувства прекрасного. Наилучшим воспитателем этих чувств является природа. В процессе изучения природы раскрывается её красота и многообразие. Природа – наилучший и наиболее богатый источник эстетических для ребёнка. Общение с природой научит школьника слушать музыку леса: шелест травы, пение птиц, шум деревьев, журчание воды, чувствовать многообразие запахов цветов, видеть красоту и разнообразие красок – всё это вызывает эстетические переживания, не оставляет детскую душу равнодушной.

Эстетическое воспитание тесно связано с познанием природы. Эстетическое любование красивыми объектами природы дает повод и толчок к их изучению. В начальных классах необходимо в первую очередь обращать внимание детей на красоту формы, внешний вид, особенности окраски, эстетические признаки и на этой основе формировать у школьников конкретные знания и представления о явлениях природы. Эстетическое воспитание лучше осуществлять при непосредственном общении детей с природой. Это значит, что каждая экскурсия в природу вместе с её познавательными задачами включает в себя программу по эстетическому воспитанию.

Прошло то время, когда считалось, что эстетическим воспитанием можно будет заняться после решения более сложных, более насущных технических и экономических задач. Человек воспитывается не по частям. Нельзя сегодня прививать ребёнку доброту, завтра - трудолюбие, послезавтра - бережное отношение к природе. Основная задача состоит как раз в формировании творческого отношения к действительности.

Для осуществления системы эстетического воспитания необходимы следующие условия:

эстетическое воспитание должно иметь относительную предметно – содержательную целостность, состоящую из ряда основополагающих элементов;

должна быть определена иерархия этих элементов по степени их воздействия на личность;

элементы эстетического воспитания должны быть представлены в их органическом функциональном единстве.

Эстетическое воспитание подрастающего поколения способствует всестороннему развитию личности, формированию творческих сил человека. Развитие творческих возможностей школьников, эстетическое образование в процессе обучения – одна из главных задач школы.

Для решения этой проблемы необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить окружающую действительность. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно окружающего мира, изобразительного искусства, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

Таким образом, воспитание подрастающего поколения с активным отношением к идейным, моральным, эстетическим ценностям является актуальной педагогической проблемой. Школа призвана вести педагогизацию окружающей социальной среды учащихся, учреждений, которые могут способствовать воспитанию эстетических ориентаций школьников. Эстетическое воспитание в школе – важнейшая строка процесса формирования мировоззрения учащихся, ибо нет и не может быть любви к нашей Родине без чувств красоты и величия её, без ощущения прекрасного, не может быть самоотверженной борьбы за общество без видения в нём идеала прекрасной жизни.

 

Ищите интересные материалы в высыпающемся меню.

 

 


© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru